Этюдам Шопена, без которых не обходится практически ни один международный фортепианный конкурс, предшествовала длительная история этого жанра, связанная с развитием инструментального исполнительства.
В своем первоначальном, прикладном значении, этюд не претендовал на особую художественную ценность, будучи пьесой инструктивно-тренировочного характера. Созданная для развития исполнительской техники, такая пьеса ставила конкретные исполнительские задачи.
В XIX веке в связи с освоением сравнительно молодой фортепианной техники (со времени выступлений Моцарта – одного из первых, кто музицировал не только на клавесине, но и на фортепиано менее полувека) жанр фортепианного этюда был широко востребован. В год, когда была создана вторая тетрадь шопеновских этюдов, Шуман писал: «У многих обучающихся поникли бы крылья, если бы они увидели всю массу накопившихся до настоящего времени этюдных сочинений». Это были этюды Клементи, Черни, Крамера, Гуммеля, Риса, Кесслера, Мошелеса, Калькбреннера и многих других концертирующих пианистов–виртуозов XIX века.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1) Дайте краткую характеристику симфоний зарубежных композиторов 2) Дайте краткую характеристику симфоний русских композиторов
Из девяти симфоний Бетховена в Третьей, Пятой, Седьмой и Девятой
с небывалой яркостью отражены образы героической борьбы, родившиеся
в музыке великого композитора-новатора, современника грандиозных
общественных потрясений. Над созданием своей Пятой симфонии до минор
он работал с 1805 по 1808 год, после событий Великой французской
революции, В; разгар наполеоновских войн.
Как известно, перед началом литературных произведений иногда
ставится эпиграф — краткое изречение, характеризующее; основную идею.
Многозначительный музыкальный эпиграф Бетховен предпослал Пятой
симфонии. Это «стучащий» четырехзвучный мотив, исполняемый тяжелым
трехоктавным унисоном многих инструментов оркестра, заканчивающийся
ферматой и повторяющийся тут же тоном ниже:
Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе:
«Так судьба стучится в дверь». Многочисленные вар анты этого мотива-
эпиграфа пронизывают всю первую час симфонии, проникают и в ее
остальные части. Тем самым всеми четырьмя частями Пятой симфонии
устанавливается особо тесная, неразрывная связь.
В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл.
Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической
борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией развертывается
на протяжении всей первой части. Она написана в форме сонатного allegro,
где во всех основных темах неотступно присутствует ритмический и
мелодический рисунок эпиграфа.