Ещё во позязя: Жанр оркестровой музыки, большое произведение для оркестра, написанное обычно в форме сонатно - симфонического цикла: А: опера Б: балет В: симфония Г: концерт
В селе Домнине близ Костромы население торжественно встречает молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю[4].
Антонида с замиранием сердца ожидает своего жениха, Богдана Собинина, также принимавшего участие в защите отчизны. Сусанин, её отец, подходит к ней и с волнением сообщает, что поляки отступили лишь временно, теперь они готовятся к новой битве. Сусанин твёрдо решил, что свадьба Антониды не состоится до тех пор, пока чужеземцы попирают русскую землю.
Наконец появляется долгожданный Собинин. Он приносит весть о том, что «на Москве собор великий выбирает нам царя». Услышав добрую весть, Сусанин соглашается на свадьбу дочери и Собинина. [править] Действие второе
Роскошный бал в Польше. По бокам сцены сидят пирующие паны и панны. В глубине сцены духовой оркестр; в середине танцы. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами — исполняется знаменитая танцевальная сюита из оперы: торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный вальс, темпераментная мазурка.
Танцы прекращаются и входит вестник. У него плохие новости: «Судьба разразилась грозою!» «Что, разве король (вернее, королевич Владислав) не в Кремле?» — раздаются возгласы. Группа удальцов выделяется из толпы и выходит на авансцену. Они вызываются отправиться на Москву и захватить Михаила Романова. Все уверены в успехе этого плана, и танцы возобновляются. Оркестр играет, а хор поёт мазурку. [править] Действие третье
Ваня сидит занятый работой и поёт свою песню: «Как мать убили у малого птенца». Входит Сусанин. «Теперь время более весёлые песни петь», рассуждает Сусанин и сообщает Ване об избрании Михаила Фёдоровича на царство. Ване приходит на ум, что худо будет, если ляхи явятся сюда, чтобы захватить в плен Михаила Фёдоровича. Но тут же оба заявляют, что постоят за царя. Входят крестьяне, отправляющиеся на работу в лес. Потом они намереваются прийти к Сусанину пожелать счастья. Сусанин зовёт Антониду и благословляет молодых. Все молят Бога любить царя, взывают о милости к земле русской. Вечереет — пора готовиться к девичнику.
Слышится конский топот. Приехали поляки. Они требуют, чтобы их проводили к царю. Сусанин отвечает им с притворным радушием, скрывая негодование: «Как нам-то знать, где царь изволит поживать!». Сусанин старается тянуть время, но поляки выказывают нетерпение и обращаются к нему с все возрастающим гневом. Тут Сусанину приходит на ум: «Пойду, пойду. Их заведу в болото, в глушь, в трясину, в топь». Ване он наказывает скакать верхом самой короткой дорогой прямо к царю, чтобы до утра уведомить его об опасности. Ваня незаметно уходит. Поляки предлагают Сусанину золото. Сусанин делает вид, что золото его соблазняет, и даёт согласие отвести польский отряд к царю. Антонида думает, что отец и впрямь собирается проводить поляков к царю. Она выбегает к нему и молит его не делать этого, не покидать их. Сусанин успокаивает Антониду. Он благословляет её и просит сыграть свадьбу без него, так как не сможет скоро возвратиться. Поляки отрывают Антониду от отца и поспешно уходят с ним. Она бросается на скамью и, закрыв руками лицо, горько рыдает. Входит Собинин. Он недоумевает, откуда появился враг. Антонида рассказывает ему, как было дело. Собинин полон решимости освободить Сусанина из польского плена. Постепенно собираются вооруженные крестьяне и ратники. Собинин уверяет Антониду, что Сусанина[4]. [править] Действие четвёртое
Глухой лес. Ночь. Вооруженные крестьяне и с ними Собин
girra
22.01.2021
«Героическая тема в музыке»
Учитель музыки Джашиашвили Ивлита Шалвовна Цель: Патриотическое воспитание обучающихся через образ Героя отечества в музыке.
Задачи:
Осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи.
Вспомнить понятие «Кантата» Закрепить понятия опера и базовые понятия этого жанра.
Формировать умение давать эмоционально- образную оценку произведениям и явлениям жизни.
Формировать патриотические и нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к малой и большой Родине, желание быть ее защитником.
Введение
Учитель: Здравствуйте дорогие ребята.
Сегодня мы начнем наш урок с уже знакомого произведения. Вслушайтесь и вспомните, кто композитор этого произведения, как оно называется, как оно связано с темой наших уроков в 1 полугодии. Кому посвящено это произведение
Звучит Колыбельная из оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке»
Учитель: Скажите, как называется произведение?
Кто его композитор?
А теперь напомните какова тема уроков в первом полугодии?
Почему мы можем сказать, что данное произведение имеет эту преобразующую силу?
О ком это произведение?
Кто такой Алексей Петрович Мересьев?Слайд 1
Летчик-истребитель командир и штурманом полка. С начала войны сбил 4 самолёта противника. В марте 1942 самолёт Мересьева был подбит, он сам тяжело раненный, совершил посадку повреждённого истребителя в тылу вага и 18 суток ползком пробирался к фронту. После ампутации голеней обеих ног, проявив необычайное упорство и силу воли, освоил протезы и в результате настойчивых тренировок вновь смог управлять боевым самолётом. По личной был направлен в действующую армию, участвовал в боях, сбил ещё 7 самолётов противника. Всего в годы войны Маресьев совершил 86 боевых вылетов.
2. Актуализация.
Учитель: Скажите, ребята, а многие ли люди могли поступить так как Алексей Мересьев – превозмогая себя защищать свою Родину?
А как мы называем таких людей?(героями)
Учитель: За успешное выполнение боевых задач и проявленные при этом героизм и мужество ему было присвоено звание Героя Сов. Союза. Слайд 1
Учитель: Как вы думаете, почему мы сегодня на уроке затронули тему героев?
ответы детей (Потому, что 9 декабря в нашей стране отмечается День Героев России) Слайд 2
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о героях России и конечно же мы не сможем обойтись без музыки. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока тему урока.
Попробуйте самостоятельно обозначить тему урока
(Если герои и музыка, значит музыка станет какой? О героях какой страны мы будем говорить?)
Тема урока: Героическая музыка РоссииСлайд 3
Учитель: Правильно. Русские мужчины всегда были сильными и смелыми защитниками родной земли – Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Михаил Илларионович Кутузов, Георгий Константинович Жуков, Александр Матросов и многие-многие другие…
Мы все хорошо помним их имена. Они были настоящими героями патриотами
Учитель: Скажите, как вы понимаете слово «патриотизм»? Слайд 4
А вы считаете себя патриотами?
Почему?
В чём это выражается? (Это любовь к родине, к городу, к своей улице на которой вы родились).
А как вы думаете, люди могут выражать чувство патриотизма? (Люди сочиняли стихи, писали рассказы, рисовали картины, складывали песни о своей стране, родине, о подвигах великих людей).
Учитель: Сегодня мы будем слушать фрагмент из кантаты Сергея Сергеевича Прокофьева «Александр Невский».Слайд 5
Хор из Кантаты «Александр Невский»
После прослушивания учитель предлагает ответить на вопросы Слайд 6
Учитель: Однако герои - это не всегда взрослые и сильные мужчины, среди героев не мало и совсем юных: вот только некоторые из них Слайды 7, 8
А иногда героями становились даже дети.
Сейчас я хочу предложить вам послушать «Песню о Маленьком трубаче»
Слова С. Крылова, Музыка С. Никитина, Обработка Д. Кабалевского
-В чем геройский поступок Маленького трубача?
-Почему все пошли за трубочем?
-Как проявила себя преобразующая сила музыки Маленького трубача?
Печалью день накроет, слезы не удержать, Так хочется погибшим весь мир наш показать, Чтоб поклониться низко за смелость, героизм, За то, что подарили нам всем вторую жизнь
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Ещё во позязя: Жанр оркестровой музыки, большое произведение для оркестра, написанное обычно в форме сонатно - симфонического цикла: А: опера Б: балет В: симфония Г: концерт
В селе Домнине близ Костромы население торжественно встречает молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю[4].
Антонида с замиранием сердца ожидает своего жениха, Богдана Собинина, также принимавшего участие в защите отчизны. Сусанин, её отец, подходит к ней и с волнением сообщает, что поляки отступили лишь временно, теперь они готовятся к новой битве. Сусанин твёрдо решил, что свадьба Антониды не состоится до тех пор, пока чужеземцы попирают русскую землю.
Наконец появляется долгожданный Собинин. Он приносит весть о том, что «на Москве собор великий выбирает нам царя». Услышав добрую весть, Сусанин соглашается на свадьбу дочери и Собинина.
[править]
Действие второе
Роскошный бал в Польше. По бокам сцены сидят пирующие паны и панны. В глубине сцены духовой оркестр; в середине танцы. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами — исполняется знаменитая танцевальная сюита из оперы: торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный вальс, темпераментная мазурка.
Танцы прекращаются и входит вестник. У него плохие новости: «Судьба разразилась грозою!» «Что, разве король (вернее, королевич Владислав) не в Кремле?» — раздаются возгласы. Группа удальцов выделяется из толпы и выходит на авансцену. Они вызываются отправиться на Москву и захватить Михаила Романова. Все уверены в успехе этого плана, и танцы возобновляются. Оркестр играет, а хор поёт мазурку.
[править]
Действие третье
Ваня сидит занятый работой и поёт свою песню: «Как мать убили у малого птенца». Входит Сусанин. «Теперь время более весёлые песни петь», рассуждает Сусанин и сообщает Ване об избрании Михаила Фёдоровича на царство. Ване приходит на ум, что худо будет, если ляхи явятся сюда, чтобы захватить в плен Михаила Фёдоровича. Но тут же оба заявляют, что постоят за царя. Входят крестьяне, отправляющиеся на работу в лес. Потом они намереваются прийти к Сусанину пожелать счастья. Сусанин зовёт Антониду и благословляет молодых. Все молят Бога любить царя, взывают о милости к земле русской. Вечереет — пора готовиться к девичнику.
Слышится конский топот. Приехали поляки. Они требуют, чтобы их проводили к царю. Сусанин отвечает им с притворным радушием, скрывая негодование: «Как нам-то знать, где царь изволит поживать!». Сусанин старается тянуть время, но поляки выказывают нетерпение и обращаются к нему с все возрастающим гневом. Тут Сусанину приходит на ум: «Пойду, пойду. Их заведу в болото, в глушь, в трясину, в топь». Ване он наказывает скакать верхом самой короткой дорогой прямо к царю, чтобы до утра уведомить его об опасности. Ваня незаметно уходит. Поляки предлагают Сусанину золото. Сусанин делает вид, что золото его соблазняет, и даёт согласие отвести польский отряд к царю. Антонида думает, что отец и впрямь собирается проводить поляков к царю. Она выбегает к нему и молит его не делать этого, не покидать их. Сусанин успокаивает Антониду. Он благословляет её и просит сыграть свадьбу без него, так как не сможет скоро возвратиться. Поляки отрывают Антониду от отца и поспешно уходят с ним. Она бросается на скамью и, закрыв руками лицо, горько рыдает. Входит Собинин. Он недоумевает, откуда появился враг. Антонида рассказывает ему, как было дело. Собинин полон решимости освободить Сусанина из польского плена. Постепенно собираются вооруженные крестьяне и ратники. Собинин уверяет Антониду, что Сусанина[4].
[править]
Действие четвёртое
Глухой лес. Ночь. Вооруженные крестьяне и с ними Собин