Родился в 1894 г. в местечке Семиз-Бель Иссык-Кульской области в семье бедняка Карала из рода Бугу. С юных лет работал по найму. В 1916 г. вместе с бедняцким населением участвовал в восстании против царского режима. В 1918 г. ушел добровольцем в ряды Красной Армии и сражался с белогвардейцами и басмачами в Средней Азии до 1922 г. По возвращении из армии около шести лет работал председателем сельсовета в селах вблизи г. Пржевальска (Каракол).
к поэтическому слову проявлял с детства. Отрывки из «Манаса» исполнял во время службы в армии, впервые услышав эпос от своей бабушки. Большого знатока фольклора. Профессиональным исполнителем «Манаса» стал в конце 20-х годов после встречи с Чоюке Омуровым и многолетнего обучения у этого популярного в народе манасчи, жившего в селении Маман, где С. Каралаев работал председателем сельсовета. В 1930 г. был приглашен как профессиональный манасчи во Фрунзе, где прославился высоким мастерством исполнения.
С. Каралаев обладал прекрасной памятью, знал большое количество фольклорных произведений. Наделенный даром поэтической импровизации и высоким артистизмом, прекрасно исполнял разработанные им самим традиционные эпические сюжеты из трилогии эпоса «Манас». От него в 30-е и 40-е годы фольклористами Ибраимом Абдырахмановым, Джунушем Ирисовым, Керимом Джумабаевым и Курман Кыдырбаевой помимо «Манаса» целиком были записаны «Семетей» и «Сейтек», а также сказочно-героический эпос «Тёштюк».
В повествовании С. Каралаева можно выделить самостоятельные сюжетные линии, в основном идентичные некоторым крупным циклам варианта С. Орозбакова.
I. Рождение и детство Манаса. Первые столкновения юноши Манаса с врагами.
II. Боевые походы Манаса и его битвы. Избрание Манаса ханом.
III. Женитьба Манаса на Каныкей.
IV. Большой поход Манаса на Бейджин (сюда входит также «История Алмамбета»). Смерть Манаса.
У С. Каралаева отсутствуют традиционные в первой части трилогии эпоса «Манас» эпизоды «Заговор Кёзкаманов» и «поминки по Кёкётёю», которые отнесены сказителем ко второй части эпоса – «Семетею».
I. Рождение и детство Манаса. Первые столкновения юноши Манаса с врагами.
Сюжет раскрывается в традиционном плане эпической биографии богатыря:
1. Предыстория рождения героя:
- родословная Манаса (прямее предки по отцовской линии: Тюгёль-хан, Бабыр-хан, Бёён-хан, Чаян-хан, Ногой, Бала-хан, Кара-хан, Джакып). В отличие от варианта С. Орозбакова Кара-хан – дед Манаса, Бёён и Чаян – прямые предки богатыря. Включен развернутый эпизод о захвате киргизских родов и восьми сыновей Кара-хана ханами кытаев Молто и Алооке, о выселении Джакыпа и
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
произведениеМ.Чюрлениса Симфония моря1. Характер музыки (5 слов)2. Инструменты звучащие впроизведении3. Что представили под эту музыку (2-3 предложения
Во дворе домика вдовы – тетушки Майсары встречаются молодые влюбленные: племянник Майсары – пастух Чубон и красивая девушка из бедной семьи – Ойхон. За ними наблюдают старый казий (судья) и Ходжи Дарга (начальник стражи). Блюстители закона принимают решение арестовать пастуха, нарушившего шариат, и тем самым облегчить себе доступ к красавице. Присланные ими стражники врываются в домик Майсары. После их ухода с арестованной Майсарой, судья похищает Ойхон.
Объяснение:
В подвале дома судьи грустит Майсара. К ней пробирается Чубон, убеждая бежать. Но Майсара отказывается. Она хочет вырвать Ойхон из рук судьи. Появившийся судья сулит освобождение Майсары, если она откажется от денег, которые он ей должен. Майсара соглашается.
Ойхон с гневом отвергает ухаживания старого сластолюбца. Судья жалуется Майсаре на непокорность девушки. Майсара берется уговорить красавицу и добивается встречи с ней. Посвятив девушку в свой хитрый план, Майсара сообщает судье, что Ойхон согласна на все.
В дворике Майсары идут приготовления к встрече «знатных гостей». Первым является судья. Только он успевает усесться, как раздается громовой удар в дверь. Взволнованная Майсара сообщает, что неожиданно вернулся ее племянник. Дрожащего от страха судью Майсара прячет в шкуру быка. Так же поступает хитрая вдовушка и с другими претендентами на любовь Ойхон: Хидоят одевает женскую одежду, Ходжи Дарга лезет в мучной ларь. Опера кончается песнями и плясками. Все славят мудрость тетушки Майсары.