Сурок (фр самая известная Lied (песня) Бетховена, написанная предположительно в 1790 году на стихи Гёте (в тексте пьесы «Ярмарка в Плундерсвейлере», 1773). Песня была опубликована в цикле 8 Lieder Op.52 под номером 7. Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. (Савойя - историческая область на юго-востоке Франции у подножия Альп, во времена Бетховена и Гёте входила в состав Священной Римской империи, затем Франции.) Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку. Именно эти дети послужили прообразом персонажа пьесы Гете. Наблюдая за ними, Гете был очарован их сноровкой, и ввел в пьесу новый персонаж – крестьянского мальчика, выступавшего с танцующим сурком под песню уже я много стран).
«Тихая моя родина, ты <...> врачуешь душу своей зеленой тишиной. Но будет ли предел тишине!
Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа затерялась в траве, а я выхожу не к молодым березам, а белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» - словно дует кто-то коротко и ритмично... И вновь трепетно нарастает березовый шелест.
Я сажусь у теплого стога и думаю, что вот отмашет время еще какие то полстолетия и березы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как и люди. И мне чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков... Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы..»
Отрывок В. Белова, лирический и нежный, демонстрирует трепетную любовь автора к своей родине. Он наделяет природу человеческими чувствами, подобно тому, как это делают в русских народных песнях. Слова льются одно за другим, нежно и протяжно, прямо как в песне! Мы видим смену образов, хотя общий план статичен, что очень характерно для романсов, в которых авторами также воспевается природа.
На картине И. Левитана "Стога. Сумерки.", как и в приведенном отрывке, показывается природа: тихая, но выразительная. Читая отрывок В. Белова, кажется, что она создана специально для этого пейзажа, так как при просмотре и при прочтении возникают примерно одинаковые нежные, немного грустные лирические образы, к которым хочется снова и снова возвращаться.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
В каком стиле написана ария Иуды?
В стиле рок-оперы