О важной роли музыки в жизни человека известно с давних пор. Из глубины веков дошли до нас удивительные музыкальные образцы русских народных песен, колыбельных, плачей, доказывающие еще раз тот факт, что издревле музыка сопровождала человека с момента его рождения и до смерти.
Огромный пласт народной музыки, безусловно, является основополагающим в русской музыкальной культуре, первоисточником многих музыкальных жанров, возникших позднее. Однако, наряду с фольклором, начиная с X века, на Руси формируется новый тип культуры – церковная культура, и в ее русле возникает новое музыкальное направление – духовная музыка. Несмотря на привнесенный характер русского церковного пения, его статус значительно повышается по сравнению с народной песней. Известно, что эти виды обозначались различными терминами, так, церковная музыка называлась «пением», а народная – «игранием».
bel1-79
04.02.2022
Вот им. М. Джалиля, музыкальный театр Татарской АССР. Открыт в1939 в Казани оперой «Качкын» («Беглец») Жиганова. Основу оперной труппы составили выпускникиМосковской консерватории и Татарской оперной студии при ней. Среди первых постановок: оперы — «Ирек» («Свобода», 1940), «Алтынчач» («Золотоволосая», 1941) Жиганова, «Галиябану» Музафарова (1940), первыйнациональный балет «Шурале» Яруллина (1945), музыкальная комедия «Башмачки» Файзи (1942). В театреработали: певцы — З. Г. Байрашева, Л. С. Верниковский, Ш. Ю. Кудлусова, О. А. Логинова, Л. С. Маев, П. А.Марков, М. П. Пантюшин, 3. Г. Хисматуллина, М. М. Рахманкулова, В. Г. Шарипова; солисты балета — С. З.Хайруллин, Н. Д. Юлтыева. Наряду с мировой классикой и произведениями советских композиторов др.республик ставятся татарские национальные оперы, в том числе — «Самат» (1957) и «На берегу Дёмы» (1961)Х. Валиуллина, «Джалиль» Жиганова (1957), детская опера «Коварная кошка» Хайрутдиновой (1974) и балеты— «Золотой гребень» (1957) и «Водяная» (1970) Бакирова, «Кисекбаш» («Отсеченная голова») Губайдуллина(1958), «Две легенды» Жиганова (1971), «Заколдованный мальчик» Хабибуллина (1974). В труппе театра(1975): певцы — народные артисты РСФСР Л. З. Аббасов, М. З. Булатова, Ф. Х. Насретдинов, заслуженныйартист РСФСР В. Н. Жарков, народные артисты Татарской АССР Р. Г. Билялова, И. Д. Ишбуляков,заслуженные артисты Татарской АССР Л. Г. Башкиров. а, Х. Д. Гиниатова, Н. И. Якушева и др.; солисты балета— заслуженный артист РСФСР Р. Ф. Садыков, народная артистка Татарской АССР Г. С. Калашникова,заслуженная артистка Татарской АССР И. Ш. Хакимова и др. Главный дирижёр — И. А. Лапинь, главныйрежиссёр — народный артист РСФСР Н. К. Даутов, главный балетмейстер — Д. М. Арипова, главныйхормейстер — Т. Г. Гудкова, главный художник — народный художник Татарской АССР Э. Х. Нагаев. Зданиетеатра построено в 1956 (зрительный зал на 1029 мест). Лит.: Татарский государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля, Казань, 1957 (буклет): ШумскаяИ., Татарскому оперному театру 20 лет, «Советская музыка», 1959, № 10; Гиршман Я., Опера, балет имузыкальная комедия, в кн.: Музыкальная культура Советской Татарии, М., 1959; Кантор Г., Роль русскоготеатра в формировании татарской оперы, в кн.: Музыка и музыканты братских народов Советского Союза, Л.,1972. Г. М. Кантор.
О важной роли музыки в жизни человека известно с давних пор. Из глубины веков дошли до нас удивительные музыкальные образцы русских народных песен, колыбельных, плачей, доказывающие еще раз тот факт, что издревле музыка сопровождала человека с момента его рождения и до смерти.
Огромный пласт народной музыки, безусловно, является основополагающим в русской музыкальной культуре, первоисточником многих музыкальных жанров, возникших позднее. Однако, наряду с фольклором, начиная с X века, на Руси формируется новый тип культуры – церковная культура, и в ее русле возникает новое музыкальное направление – духовная музыка. Несмотря на привнесенный характер русского церковного пения, его статус значительно повышается по сравнению с народной песней. Известно, что эти виды обозначались различными терминами, так, церковная музыка называлась «пением», а народная – «игранием».