Георгий Свиридов. Этот выдающийся музыкант своим творчеством оставил в отечественной культуре настолько яркий след, что в нашей стране его величают композитором советской эпохи. Отдавая предпочтение вокально-хоровым жанрам, Свиридов, тем не менее, написал немало выдающихся инструментальных сочинений, как, например, знаменитая симфоническая сюита «Метель», созданная из музыкальных иллюстраций к одноимённому кинофильму. Среди девяти входящих в цикл очаровательных композиций хочется особо выделить «Романс» - произведение, которое настолько насыщено глубокими чувствами, что слушая его, душа восторженно замирает.
Историю создания «Романса» Свиридова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История
История возникновения «Романса» неразрывно связана с созданием Георгием Свиридовым музыкальных иллюстраций к кинофильму «Метель», который композитор сочинил в 1964 году.
После творческого затишья, вызванного тяжёлым периодом на рубеже сороковых и пятидесятых годов, когда Свиридова и других композиторов обвинили в формализме, он смог морально восстановиться только к началу шестидесятых годов. Его произведения, которые ранее находились в опале, то есть не исполнялись и не печатались, вновь зазвучали с концертных площадок, завоёвывая всё большее количество почитателей. Воспрянув от пережитого, Георгий Васильевич с энтузиазмом взялся за создание новых сочинений, и премьерное исполнение каждого теперь воспринималось как особое событие в музыкальной жизни. Концертные залы наполнялись до отказа, слушатели воспринимали произведения композитора затаив дыхание.
Георгий Свиридов, автор "Метели"
В ту пору особой активностью отличалась и общественная деятельность Георгия Васильевича. Он часто встречался со своими слушателями на творческих вечерах, рассказывал о своих новых планах, а также дискутировал с аудиторией на тему развития музыкальных направлений. Более того, в центральных газетах и журналах систематично появлялись публикации его статей, в которых рассматривались во культурной жизни страны. Теперь авторитетность Свиридова достигла такого уровня, что он был удостоен чести стать членом правления Союза Композиторов.
Несмотря на то, что Георгий Васильевич в большей мере уделял внимание вокально-хоровым жанрам, инструментальная музыка, в основном создаваемая для художественных фильмов и театральных спектаклей, тоже занимала определённое место в его творчестве. Так, в 1964 году он по настоятельной кинорежиссёра Владимира Басова взялся за сочинение музыкальных зарисовок к фильму «Метель», в основу сценария которого легла повесть величайшего Пушкина. К произведениям гениального поэта Свиридов относился с необычайным почитанием, именно стихотворные тексты Александра Сергеевича были положены в основу первых романсов композитора. Вновь поступившее предложение режиссёра пришлось по душе Георгию Васильевичу ещё и по другим причинам. Во-первых, его привлекала возможность отобразить в музыкальных звуках русскую действительность и образный мир уездной России эпохи Пушкина, а во-вторых, из всех времён года Свиридов в творчестве отдавал предпочтение зимней поре.
Александр Сергеевич Пушкин
Работу над музыкой к «Метели» маэстро начал с вдохновением и энтузиазмом. Он поставил перед собой цель создать такие музыкальные иллюстрации к фильму, чтобы жизнь небольшого провинциального города не представлялась безрадостной и унылой. А чтобы всё выглядело как можно правдоподобнее, применил только те музыкальные жанры, которые в пушкинские времена были наиболее популярны, например марш, романс и вальс.
Сочинение музыкального материала, включающего в себя вышеупомянутый «Романс», продолжалось не долго. Фильм сняли и смонтировали, а в конце февраля 1965 года пустили в прокат. Не очень удачная работа режиссёра Басова на зрителей впечатления не произвела, а вот музыка полюбилась сразу, и её фрагменты стали часто звучать по телевидению и радио. Вскоре музыкальные иллюстрации приобрели настолько большую популярность, что Свиридов принял решение переоркестровать их и объединить в симфонический цикл, впоследствии именованный «Метель – музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина». Произведению, ставшим самостоятельным в 1973 году, была уготована счастливая сценическая жизнь. «Романс» вошёл в сюиту под номером четыре.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какая фактура в романсе «Весенние воды», прозрачная или насыщенная?
ответ: Увертю́ра (фр. ouverture от лат. apertura «открытие; начало») — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому, а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям или к инструментальным пьесам сюитного типа. Начиная с XX века такого рода музыкальные вступления нередко предваряют и кинофильмы[1].
Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки — концертная пьеса, исторически также связанная с музыкальным театром[1].
История термина
Термин «увертюра» утвердился во второй половине XVII века во Франции, но повсеместное рас получил далеко не сразу. Уже в самых ранних операх присутствовали инструментальные эпизоды: вступления к каждому акту, звукоизобразительные картины, развернутые танцевальные интермедии; со временем инструментальные эпизоды, вынесенные за рамки спектакля, превратились в относительно развитое и завершённое произведение, предваряющее действие[2], но первоначально за ним закрепилось название «симфония»[3]. В некоторых странах оно сохранялось вплоть до конца XVIII века: ещё В. А. Моцарт в 1791 году называл «симфонией» увертюру к своей «Волшебной флейте»[4].
История оперной увертюры
Первой увертюрой принято считать токкату в опере Клаудио Монтеверди «Орфей», написанной в 1607 году. Фанфарная музыка этой токкаты переносила в оперу давно сложившуюся в драматическом театре традицию начинать представление призывными фанфарами[1].
В XVII веке в западноевропейской музыке сложились два типа оперных увертюр. Венецианская состояла из двух частей — медленной, торжественной и быстрой, фугированной; этот тип увертюры впоследствии получил развитие во французской опере, её классические образцы, и уже трёхчастные (крайние части в медленном движении, средняя — в быстром), создал Ж.-Б. Люлли[1][3]. В первой половине XVIII века «французские» увертюры встречались и в сочинениях немецких композиторов — И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана, не только в операх, кантатах и ораториях, но и в инструментальных сюитах; увертюрой при этом иногда назывался весь сюитный цикл[1].
Неаполитанский тип увертюры, введённый Алессандро Скарлатти в 1681 году, состоял из трёх частей: 1-я и 3-я писались быстром темпе (аллегро), 2-я — в медленном (адажио или анданте). Именно эта форма, заимствованная у скрипичной сонаты и получившая название «итальянской», постепенно стала доминирующей[1][3].
Функции оперной увертюры уже в первой половине XVIII века вызывали споры; не всех устраивал её преимущественно развлекательный характер (исполняли увертюру обычно в то время, когда публика ещё только заполняла зрительный зал). Требование идейной и музыкально-образной связи увертюры с самой оперой, выдвинутое авторитетными теоретиками И. Маттезоном, И. А. Шайбе и Ф. Альгаротти, некоторым композиторам, в том числе Г. Ф. Генделю и Ж. Ф. Рамо, в той или иной мере удалось осуществить. Но настоящий перелом наступил во второй половине столетия[1].