Образовательная: актуализировать знания учащихся о балете на знакомом теоретическом, музыкальном, художественном материале.
Развивающая: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы, изобразительного искусства.
Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к истории балетного жанра.
Дидактическая задача – организовать и направить учебно-познавательную деятельность учащихся.
Проблемное задание: По наводящим вопросам учащиеся определяют тему урока.
(На столе стоят коробки одна в одной, по типу «матрешка». В самой маленькой находятся пуанты. На крышке каждой коробки приклеен лист с вопросом. Выходит ученик, вслух читает вопрос, отвечает на него и открывает коробку).
- По мнению Д.Б.Кабалевского, существуют …. (три кита), на которых держится почти вся музыка с тех незапамятных времен, когда едва лишь зарождалось это волшебное искусство. Назовите их (песня, танец, марш).
- Этот жанр - один из древнейших проявлений народного творчества. В ритмических или плавных движениях люди передают свои чувства, настроения и мысли (танец).
- Именно танец лежит в основе этого вида сценического искусства. Одним из атрибутов является специальная обувь (пуанты).
Назовите этот вид (балет).
Балет (итал. balletto – танец) – музыкальный спектакль, в котором соединились музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. Балет – высшая форма хореографии.
Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Такие веселые танцевальные сценки исполняли на карнавалах в эпоху Возрождения в Италии (начало XIV— последняя четверть XVI веков). Тогда он назывался опера-балет.
Во Франции эпохи абсолютизма (XVI—XVIII вв.) был популярен придворный балет. Это было пышное зрелище, в котором могли участвовать король, королева, придворные. Конечно, они не были профессиональными танцорам.
В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия. Людовик сам любил участвовать в балетах, и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи». В 1661 году он создал Королевскую академию музыки и танца, в которую вошли 13 ведущих танцмейстеров. Их обязанностью стало сохранение танцевальных традиций. Директор академии, королевский учитель танцев Пьер Бошан, определил пять основных позиций классического танца. Вскоре была открыта Парижская опера, балетмейстером которой был назначен тот же Бошан. Под его началом была сформирована балетная труппа. На первых порах в ее составе были одни мужчины. Женщины на сцене Парижской оперы появились лишь в 1681 году.
Балет – прекрасный мир выразительных движений, жестов, мимики. 3 основных компонента балета вы вспомните, посмотрев видео:
Классический танец – тот, что сложился во Франции. Он очень красив и изящен. В системе классического танца разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы.
Характерный танец - это народный танец, при для балетного спектакля. Характерный танец воспроизводит движения народных танцев.
Как называется текст, который лежит в основе балета? (либретто) (слайд 13).
Как называют человека, который пишет либретто? (либреттист).
Работа в группах. Давайте вспомним, как называются сольные и ансамблевые номера в балете? Показываю слайд, учащиеся, посовещавшись, отвечают (слайды 18-22).
Интерес к искусству танца – давняя традиция в искусстве живописи. Многие парижские художники находили вдохновение в искусстве танцовщиц. Увлекался балетом и великий французский художник – импрессионист Эдгар Илэр Жермен Дега(1834 – 1917) (слайд 23). Его цепкий взгляд улавливал самую суть профессии танцовщицы. Для Дега искусство балета – прежде всего тяжкий труд, изнурительная тяжелая работа, недаром кто-то назвал эту профессию «каторгой в цветах». Дега говорил:
На доске на нотном стане записаны ребусы - слова с зашифрованными нотами. Отделить слова с музыкальной тематикой. (ПОМИДОР. ОРЕХ, СИМФОНИЯ. ПОЛЯНА, ПЛЯСКА. ФАГОТ, ФАСОЛЬ, СИНИЦА, ФАРА, МИНОР, КСИЛОФОН, ДОКТОР, ТАРЕЛКИ, РЕМИКС, РЕПРИЗА)
.
.
.
Весна священная» – этапное, рубежное произведение, своей стилистической дерзостью оказавшее огромное влияние на всю последующую мировую музыкальную культуру. Казелла назвал балет «библией музыки ХХ века», а Ярустовский – «сосудом с настоем новых соков».
Замысел «Весны священной» возник у Стравинского в пору окончания «Жар-птицы». Воображению композитора представилась старуха-ведунья из языческих времен и обряд, который заканчивался принесением жертвы Весне. Этот замысел зрел, укреплялся и рос в сотрудничестве с Н. Рерихом, живописный дар которого в те годы воспевал язычество, «праславянство», «скифство» (увлечение, характерное для русского предреволюционного искусства, – Блока, Городецкого, Прокофьева).Первую часть («Поцелуй земли») открывает Вступление – весенняя пастораль. Далее идут хороводы и игры, чередующие образы девически застенчивые и по-мужски удалые (№ 25). Каждой образной сфере — девической, мужской, старцев — свойственны свои тематические формулы, типы фактурного движения, оркестровки. Эта часть заканчивается появлением Старейшего-Мудрейшего (№ 6) и сценой «Выплясывание земли» (№ 7).
Вторая часть («Великая жертва») переводит действие в план таинства. На смену хороводам приходит обряд. В нем первенство принадлежит старцам, весь род подчиняется их действиям. Они выбирают и приносят в жертву избранницу. Балет заканчивается «Великой священной пляской».
Драматургия балета эпическая – серия картин развивается по принципу контраста и объединяется общностью звуковых элементов.
Музыка «Весны священной» строится в драматургическом плане как два crescendo и имеет две кульминации – в конце первой части и в финале всего произведения. Сцены балета объединены общностью попевок, относящихся к весеннему календарному циклу. «Прорастая» из одного номера партитуры в другой, попевки создают все предпосылки для подлинно симфонического развития. Таким образом, «Весна священная» с большим основанием может рассматриваться скорее как своеобразная симфония, чем сюита. Напряженности музыкальных конструкций Стравинский достигает разными гетерофоническими сплетениями линий фактуры (Вступление), применением «расширенных» тоник («Весенние гадания»), полиладовыми и политональными наслоениями («Тайные игры девушек», «Игра умыкания», «Игры двух городов»). А главное, он развивает исходное тематическое образование средствами, сохраняющими и усиливающими эту динамическую неустойчивость, — в основном приемами вариантными, часто используя принцип осМузыкальный язык
В «Весне священной» два фактора музыкального мышления являются ведущими. Первый – это обращение спопевками: они сведены к простейшим, архаическим контурам – по сути, попевочным формулам. Второй фактор – ритм, необычайно действенный, подвижный, динамичный.
Тематизм «Весны священной» опирается на зазывные кличи веснянок, трихорды колядок, отдельные интонации свадебных песен. Стравинского интересуют не столько индивидуальные отличия попевок, сколько их типизация, сведение их к некоему формульному архетипу. Такой подход уже намечался в творчестве русских классиков. Стравинский идет еще дальше, а главное – превращает этот прием в творческий принцип. Однако формульность не приводит к омертвению попевок. Напротив, они расцветают и оживают в интонационной среде «Весны священной». Так, попевка вступления буквально прорастает из начального интонационного зерна, ее звенья ритмически растягиваются, сжимаются, переставляются, образуют неожиданные гетерофонические звуковые сплетения, политональные сочетания.
Ритм в «Весне священной» из фактора, обычно подчиненного, превращается в фактор первостепенный, определяющий – рисует ли Стравинский пробуждение земли, или плетет хороводы, или придает ритму заклинательную функцию в «Выплясывании земли» и особенно в Великой священной пляске. Ритм опрокидывает «барьер» тактовой черты, дышит в свободно чередующихся размерах, образует сложную полиметрическую вязь.тинатности.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Слова которые там есть , от окраиин доомооов до пустыых городов , ? сколько времени нам светит ну как нагадайка, девочка мечтаа девочка мояя Найти песню по словам
Джизус – Девочка-мечта
Объяснен
Но я не уверенна, поэтому найди её в интернете и прослушай/прочитай слова.