Особый интерес представляют примеры характерной для неаполитанской гармонии драматической выразительности в произведениях оперного и ораториального жанров. Речь пойдет о «Реквиеме» Моцарта.
В «Реквиеме» II низкая ступень играет характерную для нее роль в «Dies irae», «Rex tremendae», «Lacrimosa».
B ре-минорном «Dies irae» II низкая ступень встречается несколько раз в значительные кадансовые моменты. Все появления ее различны по приемам и разнообразны по оттенкам единого выразительного характера.
В самом конце «Rex tremendae», в последних трех тактах, неаполитанский секстаккорд приподнят, подчеркнут не только потому, что это одна из заключительных гармоний номера. В этих трех последних тактах происходит резкий общефактурный сдвиг. Снимается господствующий пунктирный ритм. Ритмически равные звуки производят здесь особое впечатление сдержанной силы.
«Lacrimosa». Неаполитанская гармония есть в ее середине и в ее репризной части. В первый раз, после сдвига от тоники, слышно отклонение в тональность II низкой ступени, так как вслед за неаполитанским секстаккордом идет его
доминанта (энгармонически равная альтерированной двойной доминанте основной тональности). Во второй раз, незадолго до конца, неаполитанская гармония снова образуется от прерванного каданса в субдоминантовой
тональности. Это еще один очень редкий для своего времени пример основного неаполитанского трезвучия. Впрочем, его функциональный смысл двойствен. На момент кажется, что продолжает звучать тональность субдоминанты — g-moll. Но с третьим аккордом такта, доминантой d-mol!, это впечатление рассеивается.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как изменяется динамика в пьесе Э.Грига?
ответ:С пьесы "Утро" начинается сюита "Пер Гюнт" норвежского композитора Эдварда Грига. Благодаря темпу - allegretto pastorale - и размеру - 6/8 - пьеса звучит умеренно и плавно. В произведении использованы звуки высокого регистра, изображающие сельскую местность и ее обитателей. Мы слышим легкую незатейливую мелодию, погружающую нас в состояние покоя и безмятежности и которая передает краски рассвета и пробуждение природы: в пьесе слышится щебетание птиц, шелест листьев. Постепенно звучание музыки усиливается, добавляются все новые краски, будто яркие лучи солнца пробиваются сквозь зеленые листья деревьев. От piano в начале мелодия движется через forte к fortissimo и вновь возвращается к pianо. Мы можем наблюдать также изменение динамики в средней части пьесы: звучание резко усиливается с piano до fortissimo и наоборот. Затем мелодия вновь становится прозрачной, почти невесомой. Все утихает.
Немаловажную роль в пьесе играют штрихи и мелизмы, например, в пьесе "Утро" обилие форшлагов и тремоло, изображающих птиц, прилетевших погреться в лучах солнца.
Объяснение: