Слово романс уводит нас в далекие средние века в Испанию. Именно там, в XIII-XIV веках в творчестве странствующих поэтов-певцов утвердился новый песенный жанр, соединивший в себе приемы речитатива, напевного, мелодического начала и мимического танца. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романсы», что определяло не только особый жанр стихотворного текста, исполнительские традиции, но и характерный тип мелодии в сопровождении музыкального инструмента.
В XV веке, с развитием лирической, особенно придворной поэзии, в Испании стали осуществляться издания романсовых сборников – так называемых романсеро. Из Испании романс перекочевал в Англию и во Францию.
В страны Западной Европы романс проник вначале как жанр литературный, поэтический, но постепенно внедрился и как жанр музыкальный, образовав в вокальной музыке различных стран самостоятельное направление.
Англичане называли романсами не только вокальные сочинения, но и большие рыцарские поэмы, а французы – лирические любовные песни. Сближаясь с народным искусством, романс обогащался народными чертами, становился популярным демократическим жанром, сохраняя, в отличие от испанской народной песни, свои специфические черты.
Как музыкальный жанр романс расширил со временем свои рамки, наполнился любовным, шуточным, сатирическим содержанием.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какую роль играет программность в произведениях Чайковского? Как композитор её понимал?Каково содержание симфонических сочинений композитора?В каком году написана Первая симфония? Какова её судьба?Перечислите названия и содержание частей симфонии.Объясните, почему симфония получила название «Зимние грёзы
ответ: Творчество Чайковского - вершина мировой музыкальной культуры XIX века - вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать мудрость и вдохновение композиторы XX – XXl веков.
Очень точно о значении творчества П.И. Чайковского сказал известный американский дирижёр Леопольд Стоковский: «Чайковский и музыка - это два нераздельных понятия. До тех пор, пока на нашей планете будут звучать гениальные аккорды, люди будут преклоняться перед его гением. Боюсь, что у меня не хватит слов, чтобы по достоинству оценить его влияние. Он для меня все».
Что из детских впечатлений следует особо отметить? Конечно, близость природы, пробуждение интереса к музыке, фольклору, поэзии, обучение игре на фортепиано, начавшееся около пяти лет. Представьте, если музыка звучит во всём: в шелесте листьев, перезвоне часов в гостиной, в стихах Пушкина и Шекспира, если можно сидеть за инструментом и играть по памяти иногда лишь раз услышанные мелодии, если голова полна новыми мелодиями, если вся жизнь в музыке, - можно ли её оставить, заставить себя делить с музыкой другие занятия! И мальчик попробовал.
Огромное впечатление произвела на Чайковского опера Моцарта «Дон Жуан» в исполнении итальянской труппы в Петербурге. Во время пребывания в училище в 1855-1858 годах Чайковский занимался у пианиста Рудольфа Кюндингера. Учитель сразу заметил выдающиеся воспитанника. А затем брал уроки музыки у брата Кюндингера - Августа. Самое сокровенное он поверяет сестре: «В году, как тебе известно, я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно я променяю службу на музыку».
Осенью 1859 года Пётр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе. В 1862 году эти классы были преобразованы в первую в России консерваторию, и Чайковский стал ее студентом. Его любимым учителем был Антон Григорьевич Рубинштейн. И чем больше ему учитель давал заданий, тем тщательней исполнял Чайковский всё заданное. Среди его ученических работ выделяется симфоническая увертюра на сюжет драмы Островского «Гроза».
В сентябре 1866 года в Москве была открыта консерватория. Её создатель Николай Рубинштейн пригласил Чайковского на должность одного из первых её профессоров. Так началась его самостоятельная жизнь на новом поприще музыканта. Несмотря на большую занятость в консерватории, Чайковский много пишет. Лучшими его произведениями в этот период надо назвать увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» и оперу «Воевода».
В Каменке на лоне прекрасной природы, в окружении милых сердцу людей, Пётр Ильич всегда чувствовал прилив творческих сил. Поэтому так много произведений он создал именно здесь: фортепианный цикл «Времена года», «Детский альбом», Ната-вальс, отдельные части Первой, Второй и Третьей Симфоний, части опер «Воевода», «Опричник».
В конце 60-х годов Чайковский уже был известным композитором, чьи произведения с успехом исполнялись в России, а в середине 70-х годов творчество композитора достигает небывалого расцвета. Поражает частота появления крупных произведений. Это было возможно благодаря совершенно особому его отношению к композиторскому труду.
Об этом он говорил так: «Моя система работы чисто ремесленная, то есть абсолютно регулярная, всегда в одни и те же часы, без всякого к самому себе послабления. Музыкальные мысли зарождаются во мне, как только, отвлёкшись от чуждых моему труду соображений и забот, я принимаюсь за работу». Так, на протяжении всего двух лет созданы такие шедевры: опера «Евгений Онегин», Четвёртая симфония, балет «Лебединое озеро», Первый концерт для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром.
В 1877 году Чайковский пережил тяжёлый кризис. Дело в том, что во время его работы над оперой «Евгений Онегин» композитор стал получать письма от одной из выпускниц консерватории. Она казалась искренней в своём чувстве к нему. Чем-то напоминала ему пушкинскую Татьяну. Не раздумывая, Пётр Ильич пошёл навстречу этому чувству. Вскоре состоялась свадьба. Но немного времени, и Чайковский понял свою ошибку. Это повергло его в отчаяние. Тяжело пережив это потрясение, осенью 1877 года с сильным нервным расстройством уехал за границу.
Страстно любя музыку, она немалые суммы тратила на музыкантам. Познакомившись с музыкой Чайковского, она стала не только его поклонницей, она была его «добрым гением», материальной и психологической поддержкой. Их дружба продолжалась до 1890 года. Но самое интересное то, что они никогда не видели друг друга. Зато самые сокровенные мысли они поверяли переписке, продолжающейся четырнадцать лет. Свою Четвёртую симфонию, написанную в сложном 1877 году, Пётр Ильич посвятил Надежде Филаретовне фон Мекк «Моему лучшему другу»,- написал он на титульном листе. В письме к Надежде Филаретовне он сформулировал основную идею этого произведения: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Ступай в народ».