Наряду с Д.С. Бортнянским Березовский считается создателем классического типа русского хорового концерта (без инструментального сопровождения). Среди его музыки для хора Литургия святого Иоанна Златоуста (наиболее известная часть — «Верую»), хоровые концерты («Господь, воцарися», «Отрыгну сердце», «Милость и суд», «Слава в вышних Богу», «Не имамы иныя причастные стихи («Знаменася на нас», «В память вечную», «Хвалите Господа с небес» и др.). Вершина творчества Березовского в области духовной музыки — хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» (на отдельные стихи псалма 70).
Вместе с тем, значительное влияние на творчество композитора оказала музыка западноевропейского барокко. В Италии Березовский сочинял, главным образом, салонную музыку в классицистской манере; среди крупных сочинений в «западной» стилистике — опера-сериа «Демофонт» (Ливорно, 1773; сохранились 4 арии) и соната для скрипки и клавесина (1772).
Некоторые сочинения Березовского до сих пор не опубликованы.
В наши дни творческое наследие композитора входит в репертуары многих европейских хоровых коллективов. Наряду с Бортнянским и Веделем Березовский является одним из талантливейших русских композиторов XVIII века.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. Почему «лёгкую» музыку критикуют более охотно, чем «серьёзную»? 2. Какие «серьёзные» композиторы нередко обращались к киномузыке (перечисли несколько примеров) и почему?
1)Для творчества Бородина ТАКЖЕ характерно обращение к патриотической теме. Любовь к родной земле, вера в силу и мощь русского народа.
2)Основные музыкальные образы--- народно богатырские по своему характеру.
3)Как и Глинка, Бородин на первый план выдвигает героев положительных и возвышенных. (Сравнить арию Руслана и арию Князя Игоря).
4)Как и Глинка, Бородин самые интимные чувства выражает с такой объективностью, что они становятся достоянием самого широкого круга слушателей.
5)Музыкальная драматургия произведений Бородина ТАКЖЕ основана на принципах, близких к народному эпосу. Конфликт противостоящих сил раскрывается в спокойном неторопливом чередовании монументальных сцен. Общее в строении опер: открываются