«Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов…» «Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов…» К. Д. Ушинский. К. Д. Ушинский.
Одной из самых широко охватываемых тем в музыке, безусловно, является тема Родины. Многие композиторы при характерных мелодий и средств музыкальной выразительности изображают в своих произведениях родной край, находясь даже в другой стране. Как правило, такие произведения полны патриотизма и любви к своей стране.
В мире музыки образ родины изображается с разных сторон. Вспомним балет Б. Тищенко "Ярославна". Плач Ярославны в третьем действии не столько означает тоску княгини по своему мужу Игорю, сколько является музыкальным олицетворением отчизны, русской земли, глубоко скорбящей о разбитой дружине князя. Также примером тихой, подавленной скорби является шестая часть под названием "Мёртвое поле" из кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский", которую можно трактовать по-разному. С одной стороны, это женщины, ищущие среди груды тел своих погибших в Ледовом побоище женихов, братьев. С другой стороны, это символический образ, и ария звучит от лица Родины, оплакивающей своих сыновей. А вот музыка оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") наполнена величием и героизмом, особенно эпилог, представляющий собой торжество русского народа от победы над поляками. Хор "Славься" звучит всё громче и мощнее, показывая неподдельное ликование людей.
Музыкальные произведения могут создаваться под впечатлением от красоты родного края и желанием поделиться своими ощущениями с людьми. Так, образ Киева с его творческим наследием показан композитором В. Киктой в симфонии "Фрески Софии Киевской" для арфы с оркестром. Симфония была написана под впечатлением от фресок Софийского собора в Киеве и, хоть произведение было написано в 70-х гг XX века, оно точно передаёт дух древности. В. Кикта передал слушателю в своих мелодиях весь трепет, воодушевление и любовь к киевским фрескам, которые он чувствует сам и, несмотря на современное звучание, звуки Симфонии благодаря солирующему инструменту - арфе - переносят слушателей на много веков назад. Также многие композиторы внедряют в свои творения темы из русских народных песен. Например, в финале Симфонии №4 П.И. Чайковского использована тема русской народной хороводной песни "Во поле берёза стояла", а в симфоническом антракте оперы Н.А. Римского-Корсакова, одно из трёх чуд, а именно появление белки, сопровождается темой песни "Во саду ли, в огороде" в исполнении флейты-пикколо.
Тема Родины и родного края в музыке показана со многих сторон изображение своей отчизны при музыкальных звуков требует самой трепетной и усиленной работы. Каждый композитор по-своему раскрывает этот образ, но все подобные произведения объединяет одно: глубокая любовь к своей Родине, которая показана композиторами настолько ярко и искренне, что будет чувствоваться на протяжении многих столетий.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как вы понимаете слова "Музыка и религия: обретение вечного". Особенно Обретение вечного
Обретение вечного это как тебе подарили очень хорошую игрушку и она тебя подбадривает и занимает отвлечься). Или как тебе подарили очень полезную вещь например специальную чистилку для картошки и она тебе всю жизнь и она не заменима.