1. Что такое романс.
? В Испании, в средние века, всякое произведение, написанное на романском языке (так назывался тогда испанский), а не на латинском, официальном языке католической церкви, называли романом. Стихотворения, положенные на музыку, в отличие от латинских песнопений стали называть романсами.
Как музыкальный жанр романс со временем расширил свои рамки, наполнился любовным, шуточным, сатирическим содержанием. Потом появились разновидности романса: элегия, баллада, драматический монолог. Все они глубоко и тонко передают душевный мир человека и широкий круг явлений действительности.
Романс, как и песня, относится к жанрам вокальной миниатюры, однако ему присуща более сложная поэтическая и музыкальная образность. Романс - музыкально-поэтическое сочинение для голоса в сопровождении аккомпанирующего инструмента (рояля, арфы, гитары или камерного ансамбля). Романс никогда не поют хором, потому что в этом произведении выражаются глубоко личные чувства.
В современном понимании романс возник в начале XIX века при формировании романтизма. В это самое время в музыке происходил поворот от осмысления глобальных философских проблем в сторону личных интересов человека с его внутренним миром, полным разнообразных, а порой и противоречивых чувств. Это первое художественное мироощущение, связанное с личными переживаниями человека, не смогли бы выразить крупномасштабные жанры. Такие, как симфонии, концерты, кантаты, оратории, которые были созданы для утверждения общечеловеческих идей и истин.
Простые лирические чувства потребовали как бы уменьшения музыкальных форм. Тогда и стали возникать как инструментальные, так и вокальные миниатюры: прелюдии, ноктюрны, романсы. В них зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав. Такую музыку создавали великие композиторы-романтики - Шуберт и Шуман, Шопен и Брамс, Мендельсон и Григ.
Эти образы составляют важную часть вокальной лирики и русских композиторов - Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова. Как и в песенном творчестве, огромное влияние на художественный строй романсов оказала русская поэзия. Воспетые ею русские просторы, картины природы, времена года, любовь с ее радостями и страданиями - все звучит и в романсе, все оказывается созвучным исканиям музыкантов.
Но точно так же мы можем сказать, что эти темы пронизывают все искусство: разве и в живописи не находим мы те же образы? Гремит колокольчик, мчится тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень – каждый из этих образов по-своему отражён во всем русском искусстве.
Внимание и любовь к окружающему миру - с этой эстетической установкой формировалась национальная композиторская школа в России. И, несмотря на свою относительную молодость (в сравнении с западноевропейской музыкальной традицией), она поражает и зрелостью чувств, и мудростью наблюдений, и отточенностью мастерства.
Романс стал неотъемлемой частью русского музыкального искусства и, может быть, даже больше, чем другие жанры, оказался созвучным духовному складу русской души. У истоков русского романса стояли А. Алябьев, А. Гурилёв и А. Варламов.
Романсы - подлинно лирические произведения, отражающие переживания, чувства, мечты человека. Все произведения, которые обращены к внутреннему миру человека, его мыслям, чувствам, стремлениям, называют психологичными. Недаром романс называют творческой лабораторией композиторов, без которой были бы неосуществимы многие их крупномасштабные замыслы: инструментальные концерты, симфонии, оперы.
1. Что такое романс.
? В Испании, в средние века, всякое произведение, написанное на романском языке (так назывался тогда испанский), а не на латинском, официальном языке католической церкви, называли романом. Стихотворения, положенные на музыку, в отличие от латинских песнопений стали называть романсами.
Как музыкальный жанр романс со временем расширил свои рамки, наполнился любовным, шуточным, сатирическим содержанием. Потом появились разновидности романса: элегия, баллада, драматический монолог. Все они глубоко и тонко передают душевный мир человека и широкий круг явлений действительности.
Романс, как и песня, относится к жанрам вокальной миниатюры, однако ему присуща более сложная поэтическая и музыкальная образность. Романс - музыкально-поэтическое сочинение для голоса в сопровождении аккомпанирующего инструмента (рояля, арфы, гитары или камерного ансамбля). Романс никогда не поют хором, потому что в этом произведении выражаются глубоко личные чувства.
В современном понимании романс возник в начале XIX века при формировании романтизма. В это самое время в музыке происходил поворот от осмысления глобальных философских проблем в сторону личных интересов человека с его внутренним миром, полным разнообразных, а порой и противоречивых чувств. Это первое художественное мироощущение, связанное с личными переживаниями человека, не смогли бы выразить крупномасштабные жанры. Такие, как симфонии, концерты, кантаты, оратории, которые были созданы для утверждения общечеловеческих идей и истин.
Простые лирические чувства потребовали как бы уменьшения музыкальных форм. Тогда и стали возникать как инструментальные, так и вокальные миниатюры: прелюдии, ноктюрны, романсы. В них зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав. Такую музыку создавали великие композиторы-романтики - Шуберт и Шуман, Шопен и Брамс, Мендельсон и Григ.
Эти образы составляют важную часть вокальной лирики и русских композиторов - Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова. Как и в песенном творчестве, огромное влияние на художественный строй романсов оказала русская поэзия. Воспетые ею русские просторы, картины природы, времена года, любовь с ее радостями и страданиями - все звучит и в романсе, все оказывается созвучным исканиям музыкантов.
Но точно так же мы можем сказать, что эти темы пронизывают все искусство: разве и в живописи не находим мы те же образы? Гремит колокольчик, мчится тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень – каждый из этих образов по-своему отражён во всем русском искусстве.
Внимание и любовь к окружающему миру - с этой эстетической установкой формировалась национальная композиторская школа в России. И, несмотря на свою относительную молодость (в сравнении с западноевропейской музыкальной традицией), она поражает и зрелостью чувств, и мудростью наблюдений, и отточенностью мастерства.
Романс стал неотъемлемой частью русского музыкального искусства и, может быть, даже больше, чем другие жанры, оказался созвучным духовному складу русской души. У истоков русского романса стояли А. Алябьев, А. Гурилёв и А. Варламов.
Романсы - подлинно лирические произведения, отражающие переживания, чувства, мечты человека. Все произведения, которые обращены к внутреннему миру человека, его мыслям, чувствам, стремлениям, называют психологичными. Недаром романс называют творческой лабораторией композиторов, без которой были бы неосуществимы многие их крупномасштабные замыслы: инструментальные концерты, симфонии, оперы.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
С какими событиями при жизни Глинки перекликаются события оперы Иван Сусанин ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
О том что,вернувшись из Италии на свою родину,сделать русскую народно-патриотическую а так же национальную музыку.Он ведь восхищался такой музыкой.
О жизни Ивана Сусанина в точности не известно почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавших в селе Домнино, в центре довольно крупной вотчины (примерно в 60 верстах к северу от Костромы). Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки. Протоиерей А. Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой[2]. Позже некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной Шестовых и живущим в Домнине при боярском дворе[3]. Поскольку о его жене ни в документах, ни в преданиях не упоминается, а его дочь Антонида была замужем и имела детей, можно полагать, что он был вдовцом в зрелом возрасте.
Согласно царской грамоте от 30 ноября (10 декабря) 1619 года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа «были на Костроме». Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Федоровича. Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками и литовцами «до смерти». Бытует версия о том, что он стал их проводником, но повёл не к царю, а далеко в чащу леса к болотам.
Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября (10 декабря) 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей.