Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера. Французское слово nocturne в этом значении впервые применил Джон Филд в 1810-х годах, хотя итальянский термин notturno существовал ещё в XVIII веке и обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе.
Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся между полночью и рассветом (как православная заутреня). Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik). К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, «Маленькая ночная серенада» Моцарта).
Содержание оперы Гершвина перекликается с лучшими произведениями американской реалистической литературы – творчеством Гарриет Бичер-Стоу, Марка-Твена, Уильяма Фолкнера, О. Генри и других американских писателей, рассказывающих о жизни негритянской бедноты. Чутьем истинного художника композитор понял, что именно на таком материале должна строиться национальная американская опера. В основе сюжета «Порги и Бесс» – картины быта маленького афроамериканского рыбацкого поселка, затерянного в глуши Юга США. Здесь живут со своими семьями рыбаки, портовые грузчики, уличные торговцы, нищие.
Либретто оперы создано Дюбозом Хейвардом и Айрой Гершвиным на основе пьесы Дороти и Дюбоза Хейварда «Порги». Пьеса, в свою очередь, является переработкой одноименного романа Дюбоза Хейварда.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Георгий Свиридов "Веселый марш" - охарактеризовать произведение (кратко)
"Весёлый марш" входит в фортепианный "Альбом пьес для детей" Георгия Свиридова, который был создан композитором в 1948 году и посвящён сыну. Этот альбом включает 17 небольших произведений, в том числе и "Весёлый марш".
Сюжет "Весёлого марша" навеян детскими впечатлениями композитора, его воспоминаниями о самом прекрасном времени в жизни человека - детстве, новогоднем праздничном карнавале:
А вот и мы! Узнали нас?
Ну, не солдаты, ясно! ...
Как карнавален этот марш,
Как шествие прекрасно!
Идём вприпрыжку и вертясь
Налево и направо,
И все, смеясь, встречают нас:
«Петрушка, браво! Браво!»
Это стихотворение очень подходит к этой пьесе. Действительно, кукольное шествие проходит под аккомпанемент весёлого, задорного и яркого марша.
Темп пьесы (а это до мажор и ля бимоль мажор) подвижный, в ней много задора, юмора, изобретательности. Главной интонационной единицей "Весёлого марша" становится интервал кварты (звук фанфар).