Известно, что при жизни Гартман подарил композитору два своих рисунка, сделанных, когда художник был в Польше: «Еврей в меховой шапке» и «Бедный еврей. Сандомир». Стасов вспоминал: «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок». Так что эта пьеса, строго говоря, является не картинкой «с выставки», а скорее из личного собрания Мусоргского. Но, конечно, это обстоятельство никак не влияет на наше восприятие музыкального содержания «Картинок». В этой пьесе Мусоргский едва ли не балансирует на грани шаржирования. И здесь эта его передать самую суть характера — проявилась необычайно ярко, едва ли не зримее, чем в лучших творениях крупнейших художников-передвижников. Известны высказывания современников, что он обладал что угодно изобразить звуками.
Мусоргский внес свою лепту в разработку одной из самых старых тем в искусстве и литературе, как, впрочем, и в жизни, получившей различное оформление: либо в виде сюжета «Счастливцев и Несчастливцев», либо «толстый и тонкий» (Чехов), либо «принц и нищий» (М. Твен), либо «кухня жирных и кухня тощих» (цикл гравюр Питера Брейгеля Старшего).
Для звуковой характеристики богатого еврея Мусоргский использует баритональный регистр, причем мелодия звучит в октавном удвоении. Национальный колорит достигнут использованием особого звукоряда. Ремарки для этого образа: Andante . Grave energico (итал. — неторопливо; важно, энергично). Речь персонажа передана указаниями разнообразной артикуляции (эти указания чрезвычайно важны для исполнителя). Звучание громкое. Все производит впечатление внушительности: сентенции богатого не терпят возражений.
Бедный еврей обрисован во второй части пьесы. Он ведет себя буквально как Порфирий (чеховский тонкий) с его «хи-хи-с» (это замечательно передано быстро повторяющейся нотой с «пристегнутыми» к ней форшлагами), когда тот вдруг осознает, каких «высот», оказывается, достиг его в приятель по гимназии.
В третьей части пьесы оба музыкальных образа соединяются: монологи персонажей здесь превращаются в диалог, вернее — это те же чередующиеся монологи: каждый утверждает свое. Вдруг оба умолкают, неожиданно осознав, что не слушают друг друга (генеральная пауза). И вот последняя фраза бедного: мотив, полный тоски и безысходности (ремарка: con dolore [итал. — с тоской; печально]) — и ответ богатого: громко, решительно и безапелляционно.
Пьеса производит щемящее, может быть, даже гнетущее впечатление, как бывает всегда, когда сталкиваешься с вопиющей социальной несправедливостью.Поводом для написания этой пьесы послужил эскиз Гартмана для городских ворот в Киеве, которые должны были быть установлены в ознаменование того, что императору Александру II удалось избежать смерти во время покушения на него 4 апреля 1866 года.
В музыке М. Мусоргского нашла яркое выражение традиция подобных финальных праздничных сцен в русских операх. Пьеса воспринимается именно как такого рода оперный финал. Можно даже указать на конкретный прототип — хор «Славься», которым завершается «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М. Глинки. Заключительная пьеса цикла Мусоргского — интонационная, динамическая, фактурная кульминация всего произведения. (Это особенно ярко передано в оркестровой версии «Картинок с выставки» в инструментовке М. Равеля.) Сам композитор обозначил характер музыки словами: Maestoso . Con grandezza (итал. — торжественно, величественно). Тема пьесы — не что иное, как ликующий вариант мелодии «Прогулки».
Заканчивается все произведение празднично и радостно, мощным перезвоном колоколов. Мусоргский положил начало традиции подобных колокольных звонов, воссоздаваемых не колокольными средствами — Первый фортепианный концерт си бемоль минор П. Чайковского, Второй фортепианный концерт до минор С. Рахманинова, его же первая «Прелюдия до-диез минор» для фортепиано…
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад.
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло!
…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино — и стар и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать…
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик:
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Алексей! Алёшенька! Сынок!Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
— Алексей! — кричали земляки,
— Алексей, — просили, — Добеги…
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить…
И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Словно сын её услышать мог.
Дома всё ей чудилось кино.
Всё ждала — вот-вот сейчас в окно,
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.
Объяснение:
...
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Найдите в тексте и выпишите названия нот, название голосов, музыкальные знаки, инструменты, слова, которые относятся к музыке и музыкальной грамоте. Будьте внимательны, в середине слов тоже есть названия нот. Расстелив большой матрас, сел на берег контрабас. Долго он сидел, гудел, всем он страшно надоел. Даже серенький сурок больше вытерпеть не мог. Ну, а комнатная моль не могла понять, в чем соль: Где диез, а где бемоль, для кого и, что играет Надоевший контрабас, вот уже десятый час. Но на счастье тут под липкой пробегал бульдог со скрипкой: Он сказал, что в мире нет дела лучше, чем дуэт. Но баян сказал, что трио тоже выглядит красиво. «Нет и нет, - сказал кларнет – лучше всех звучит квартет!». До сих пор идут раздоры, чья важней в квартете роль. Даже с грядки помидоры, даже репа и фасоль Приходили умолять, кончить спор и поиграть. Старый заяц и лиса на лесной полянке Распевали без конца песнь о коноплянке. Долго пели в разнобой, сбились вовсе в счете… И сказал им козодой: «вы не так поете». Ты овечка не баси, нет с тобою сладу! До, ре, ми, фа, соль, ля, си – вот как петь вам надо
контрабас, бас, до, си, ре, соль, диез, бемоль, скрипка, дует, баян, трио, кларнет, квартет, до, ми, до, ре, фа, соль, ля, до