Квинтет ля мажор «Форель» для скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано Франц Шуберт создал в 1819 г. Наряду с до-минорным струнным квартетом, написанным годом позже, это произведение знаменует собою начало зрелого периода в творчестве композитора.
Создавал его Шуберт в один из наиболее счастливых периодов своей жизни. Вместе с певцом Михаэлем Фоглем он отправился в путешествие по родным краям исполнителя – по Верхней Австрии. Новые впечатления, разумеется, радовали Шуберта, но еще в большей степени обрадовал его тот факт, что в каждом доме, где хоть немного интересовались музыкальным искусством, находились рукописные копии его песен. Прежде Шуберту представлялось, что его творчество известно лишь в узком дружеском кругу – а оказалось, что он весьма популярный композитор.
Во время этого путешествия Шуберт и Фогль посетили небольшой верхнеавстрийский городок Штайр, где композитор познакомился с горячим поклонником своего творчества, богатым промышленником Сильвестром Паумгартнером. Особенно нравилась этому человеку песня «Форель», которую он готов был слушать бесконечно. Желая порадовать поклонника, Шуберт написал по возвращении в Вену пятичастный фортепианный квинтет, в одном из частей которого звучит мелодия его любимой песни.
Квинтет задумывался как «легкое» произведение для домашнего музицирования, и в какой-то степени он связан с дивертисментными традициями, которые предстают здесь в новом – романтизированном – варианте.
Подобно ранним камерно-инструментальным сочинениям, в Квинтете преобладает радостно-безмятежное настроение, но содержание становится более глубоким. Исходным «звеном» его создания стала песня, воплощающая восторг перед красотой природы, и это определило образный строй квинтета. Бодрость, кипучая энергия ощущается с первых же тактов первой части – мощного аккорда, взятого всеми инструментами, и «взлетающих» фортепианных арпеджио. На фоне напористых пассажей в фортепианной партии возникает у струнных благородная, напевная тема. В том «состязании», в которое вступают рояль и струнные, есть и оттенок юмора, и упоение жизнью, но есть и оттенок печали – в разработку вторгается минорный эпизод. Первой части с ее напористой энергией контрастирует спокойная вторая. В ней нет печали – светлая мечтательность царит здесь. Напевная, задумчивая мелодия, проводимая скрипкой и виолончелью, сменяется игривой, грациозной темой, возникающей в партии фортепиано. В третьей части живым и подвижным скерциозным разделам контрастирует медленный средний.
Четвертая часть, надо полагать, более всего пришлась по душе адресату – ведь именно здесь звучит мелодия его любимой песни, ставшая темой вариаций. Примечательно, как обращается Шуберт с собственной темой, учитывая особенности песенного жанра в одном случае и камерно-инструментального в другом: из песни позаимствована лишь мелодия первого куплета, ведь в песне логика музыкального развития во многом продиктована словом, поэтическим текстом, а в инструментальном произведении, где словесного текста нет, теме предстоит «жить своей жизнью» в соответствии с совершенно иными закономерностями тематического развития. От темы, предлагаемой для варьи
рования, требуется предельная лаконичность и ясность, чтобы она стала тем «основанием», на которому будут «выращиваться» разнообразные и богатые вариации. Мелодическая линия песни, взятая целиком, была бы самодостаточна, и вариации тогда казались бы «лишними», и потому Шуберт ограничивается первым куплетом. В четвертой части квинтета эта мелодия, излагаемая скрипкой, остается такой же наивной и простодушной, изящной и легкой, какой была она в песне, но приобретает более спокойное и изысканное, даже «благородное» сопровождение («журчание ручья» в фортепианных фигурациях, которое имело место в песне, здесь заменяется более статичным аккомпанементом), чтобы затем подвергнуться многочисленным изменениям в пяти вариациях. В первой из них тема переходит в партию фортепиано, а струнные «оплетают» ее изысканными «кружевами» и трелями. Затем в этих «украшениях» появляется триольность, а фортепиано и низкие струнные проводят тему в имитации. В дальнейшем структурные очертания темы сохраняются, остаются узнаваемыми даже отдельные мелодические фразы, но в целом тема «теряется» в «россыпи» фортепианных пассажей и четких ритмических фигурациях струнных. Наибольшим драматизмом отличается следующая вариация, в которой «тяжелым» туттийным аккордам всех инструментов отвечают мажорные изящные «реплики» скрипки, но завершается этот диалог все-таки в миноре. Успокоение наступает в последующем вариационном развитии – с изысканными пунктирными фигурами и напевным мелодическим развитием у виолончели. В заключении части тема проводится в облике, близком к первоначальному ее виду.
Представление о красоте природы неразрывно связано с идеализацией патриархального быта, и эта образная сфера воплощена в пятой части квартета, напоминающей крестьянский танец, который Шуберт вполне мог наблюдать во время путешествия
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
ТЕСТ №2 1. Кто автор музыки к драме Ибсена « Пер Гюнт»? А) Григ Б) Шопен В) Мендельсон 2. Какой жанр инструментальной музыки создан Вивальди? А) опера Б) концерт для скрипки В) оратория 3. Какую оперу Д. Верди не писал? А) « Риголетто» Б) « Фиделио» В) « Аида» 4. Кто из композиторов сочинял только для фортепиано? А) Вагнер Б) Бизе В) Шопен 5. Назовите автора « Прощальной» « Детской» « Военной» симфонии. А) Моцарт Б) Гайдн В) Бетховен 6. Прототипом музыкальных инструментов оказалось : А) природа; Б) человеческое тело; В) крики диких животных. 7. Что означает термин « импрессионизм»? А) настроение Б) отражение В) впечатление 8. Популярным духовым инструментом Античности была: А) флейта Пана; Б) свистульки и ракушки; В) орган. 9. Инструменты первобытных людей : А) домры и гусли; Б) раковины и луки; В) горны и трубы. 10. Эти произведения представляли собой распев, положенный на текст молитвы, к которому присоединялся второй голос в октаву, кварту или квинту. Так появилось впервые: А) партесное пение; Б) многоголосие; В) партитура. 11. Наряду с официальной церковной культурой (высокой) существовала светская культура: А) плодово-ягодная культура; Б) низкая народная культура; В) средняя культура. 12. Церковная музыка продолжала существовать параллельно со светской. Отметьте жанры церковной музыки: А) мадригал, фротолла, шансон; Б) мотет и месса; В) лирическая и плясовая песня. 13. Древнерусский актёр и музыкант а) шпильман б) скоморох в) зингшпиль 14. Какое понятие не относится к балету? А) пантомима Б) дивертисмент В) речитатив 15.Господствовало: А) хоровое детское пение; Б) хоровое женское пение; В) хоровое мужское пение. 16. Кто автор цикла « Карнавал»? А) Шуберт Б) Шопен В) Шуман
1.а)
2.б)
3.б)
4.в)
5.б)
6.б)
7.в)
8.а)
9.б)
10.б)
11.б)
12.б)
13.б)
14.б)
15.в)
16.в)