Рояль (фр. royal — кopoлевский) — клавишный струнный музыкальный инструмент.
К клавишным, или ударно-клавишным, инструментам относятся рояль и пианино. У рояля струны расположены горизонтально, молоточек ударяет по ним снизу вверх, у пианино — в направлении от музыканта вперед по струнам, натянутым в вертикальной плоскости. Благодаря большим возможностям инструментов, богатству звуков по высоте и силе звучания от громких (forte — громко) до тихих (piano — тихо) рояль и пианино получили общее название "фортепиано". Прародитель фортепиано – клавесин. Струны расположены горизонтально, как у современного рояля. В 1709 году во Флоренции, итальянец Бартоломео Кристофори придворный клавесинный мастер герцога Фердинандо Медичи прогуливаясь по городу, увидел уличных цимбалистов и обратил внимание, что выразительный звук получается, если по струнам ударять мягкими колотушками. Кристофори изменил клавесин, создав новый аналогичный механизм. В результате в процессе игры удалось менять силу звука. Так появился инструмент, который мастер называл – Большой клавесин с тихим и громким звучанием, первое фортепиано. На протяжении многих десятилетий мастера продолжали усовершенствовать инструмент,и в начале XIX века родился рояль, от французского слова – королевский. Звучание рояля выразительно и насыщенно по тембру, клавиатура более чувствительна, игровые качества более виртуозны, и диапазон градаций изменения звука — шире. Исполнитель на рояле называется пианистом.
Состоит рояль из корпуса (ящика), в котором над резонансной декой натянуты металлические струны, звучащие при ударе молоточками, приводимыми в движение клавишами. Посредством трех педалей можно: удерживать звук, не нажимая клавиши в этот момент (правая); ослаблять звук (левая; следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для изменения окраски звука во время игры, создавая тем самым дополнительные нюансы); удерживать звук части клавиш, эффект создания так называемой «расщепленной клавиатуры». Разумеется, это также придает красочность (средняя). Вес и длина рояля может быть разная, например концертный рояль МОСКВА весит 700 кг, а длинна его составляет 270 см.
В симфоническом оркестре рояль как равноправный инструмент звучит довольно редко. Если же композиторы включают его в какое-нибудь симфоническое произведение, то в большинстве случаев он поддерживает именно ударную группу чёткими, даже суховато звучащими аккордами или пассажами. Но зато очень часто рояль и с оркестром выступает как солист. У многих композиторов есть музыкальные сочинения, написанные для рояля с оркестром. Одно из таких произведений самое известное и знаменитое - Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского. В основном как правило за роялем играет один человек.
Многие задаются вопросом "а с какого возраста можно начинать обучение игре на рояле?"
ответ простой
Музыка влияет как на детей, так и на взрослых и играет важную роль в умственном и физическом развитии детей, если начать ей заниматься в раннем возрасте. Музыка уже присутствует в жизни детей в самом младенчестве в форме колыбельных или стихов, которые вы поете или играете для них. Но это только начало пути, который откроет им много преимуществ в будущем. Когда дети начинают учиться играть на рояле (пианино), они получат много скрытых преимуществ, которые повлияют на их тело, ум и душу. Отсутствие чувства одиночества и полное мгновенное облегчение при любой депрессии — вот всего два из многих преимуществ, которые человек получает при обучении игре на рояле (пианино).
Интересные факты о рояле
Самый дорогой из проданных роялей – Steinway model Z, принадлежавший Джону Леннону. Его купил с аукциона британский певец Джордж Майкл за 2,1 млн. долл. США. Сам Леннон в свое время отдал за него 1500 долл.
Самый дорогой из изготовленных роялей – эксклюзивный Сваровски. Он осыпан более чем 9000 кристаллов ручной огранки в золоченых оправах; мельчайшие кристаллы вкраплены в лаковое покрытие – рояль окружен сиянием и переливается всеми цветами радуги. Кроме того, он дает великолепный звук. Точная цена инструмента неизвестна; он изготовлен в единственном экземпляре и на продажу еще не выставлялся.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Даргомыжский А.С. 1. Даты жизни. 2. Продолжить фразу «Великий учитель….» 3. Где родился? 4. кем был отец композитора? 5. кто привил любовь к искусству у Саши и его сестёр? 6. Как звали сестёр? 7. С кем занимался фортепиано с восьмилетнего возраста. 8. одобрял ли учитель стремление Даргомыжского сочинять музыку? 9. Помимо занятий фортепиано чему ещё обучался мальчик? 10. У какого виртуоза брал Даргомыжский уроки игры на ф-но три года? 11. встреча с каким композитором имела в жизни Даргомыжского огромное значение и в каком году? 12. Тетради с записями какого своего учителя передал Глинка Даргомыжскому? 13. первая опера Даргомыжского? 14. На сюжет какого произведения она написана? 15. Когда состоялась поездка за границу7 16. В каких городах побывал7 17. Сколько пробыл за границей? 18. К написанию какой опере приступает по возвращению из заграницы? 19. На чей сюжет написана опера? 20. Что лежит в основе содержания оперы? 21. Кто писал либретто 22. Жанр оперы. 23. Сколько романсов было написано композитором. 24. на чьи стихи 25. в 1853 году по инициативе какого был устроен концерт из произведений Даргомыжского. 26. На стихи какого поэта написан романс «16 лет» 27. На сопровождение какого инструмента похожа партия ф-но в романсе «Мне грустно». 28. кто автор строк «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». 29. С каким сатирическим журналом сотрудничал в конце 50-х годов. 30. С Содружеством каких композиторов сближается Даргомыжский в конце 50-х годов. 31. На сюжет какого поэта написана опера «Каменный гость». 32. Кто после смерти композитора завершал оперу. 33. Кто её оркестровывал.
Появляется Амур; он объявляет волю Зевса: Орфею разрешается сойти в ад, и если голос певца и звуки его лиры растрогают нечестивых, он вернется с Эвридикой. Лишь одно условие должен выполнить Орфей: не смотреть на супругу до тех пор, пока они не достигнут Земли, иначе Эвридика будет потеряна навсегда. Самоотверженная любовь Орфея готова выдержать все испытания.
Густой темный дым окутывает таинственную местность, временами освещаемую вспышками адского пламени. Фурии и подземные духи затевают дикую пляску. Появляется Орфей, играющий на лире. Духи стараются запугать его страшными видениями. Трижды взывает к ним Орфей, умоляя облегчить его страдания. Силой искусства певцу удается смягчить их. Духи признают себя побежденными и открывают Орфею дорогу в подземный мир.
Происходит чудесное превращение. Орфей попадает в Элизиум — прекрасное царство блаженных теней. Здесь он находит тень Эвридики. Ей чужды земные тревоги, мир и радость волшебной страны заворожили ее. Орфей поражен красотой пейзажа, чудесными звуками, пением птиц. Но счастлив он может быть только с Эвридикой. Не оборачиваясь, Орфей берет ее за руку и поспешно удаляется.
Вновь возникает мрачное ущелье с нависшими скалами, запутанными тропинками. Орфей торопится вывести из него Эвридику. Но возлюбленная огорчена и встревожена: супруг ни разу не взглянул на нее. Не охладел ли он к ней, не померкла ли ее красота? Упреки Эвридики причиняют Орфею нестерпимую душевную боль, но он не в силах ослушаться богов. Вновь и вновь Эвридика умоляет мужа обратить на нее свой взор. Для нее лучше умереть, чем жить нелюбимой. Отчаявшийся Орфей уступает ее Он оглядывается, и Эвридика падает мертвой. Безутешному горю Орфея нет границ. Он готов поразить себя кинжалом, но Амур останавливает его. Супруг доказал свою верность, и по воле богов Эвридика вновь оживает.
Толпа пастухов и пастушек радостно приветствует героев, развлекая их пением и веселыми плясками. Орфей, Эвридика и Амур славят всепобеждающую силу любви и мудрость богов.