"порги и бесс" является не только первой в сша национальной оперой, но и принадлежит к десятке лучших музыкальных произведений xx в.
в основу либретто, написанного старшим братом гершвина айрой в соавторстве с дюбозом хейвордом, лег довольно популярный в то время роман дюбоза и дороти хейворд — «порги».
авторы первоисточника ярко и правдиво изобразили жизнь бедных афроамериканцев, живущих в убогих лачугах кэтфиш-роу. образ калеки порги списал хэйворд с нищего безногого афроамериканца, которого часто встречал по дороге на работу, когда тот разъезжал по улицам в тележке, запряженной козой. жители чарлстона знали несчастного под кличкой козлиный сэмми.
главные герои книги — добрые, хорошие люди, которые, однако, обречены на страдания в современном мире. это глубоко гуманистическое произведение взывало к сочувствию и пониманию, вызывая сострадание к судьбе героев у читателей.
роман хэйворда поразил джорджа гершвина с первых страниц. он сразу почувствовал удивительную силу поэтических образов. непроизвольно в голове композитора стали возникать мелодии на тему «порги».
не долго думая, гершвин написал хэйворду письмо, в котором сообщил о намерении сочинить оперу на его сюжет. писатель эту мысль одобрил.
уже через неделю они встретились, чтобы лично обсудить будущую оперу. идея захватила художников, но большая загруженность обоих помешала сразу приняться за работу.
описанная встреча произошла в 1926 г., и лишь в 1935 г. оперу «порги и бесс» услышали зрители.
публика приняла новую оперу с еще большим энтузиазмом, чем прежние сочинения гершвина. четверть часа гремели аплодисменты, и не смолкали восторженные возгласы. все без исключения бостонские критики восхищались драматическим и мелодическим даром композитора, а элинор хьюгес назвала «порги и бесс» народной оперой.
«вот, наконец первая настоящая и вполне американская опера», — резюмировала критика.
с самого начала своего триумфального шествия по оперным сценам америки — сперва в бостоне, затем на бродвее — она неизменно остаётся в современном оперном репертуаре.
Насколько я поняла, это первая постановка пьесы в российском театре. Австрийский драматург Эден фон Хорват практически неизвестен у нас, в то время как в немецкоязычных странах его пьесы весьма популярны. Пьеса «Сказки венского леса» была написана в 1931 году и рассказывает о взаимоотношениях владельцев венских небольших магазинчиков, о любовных и семейных драмах. Все это накануне прихода к власти фашистов.Если сам сюжет не показался мне сногсшибательным, то игра актеров поразила. Пробирает до глубины души. Действо очень динамично и трагично, насчет «сатирической драмы» я сомневаюсь. Для меня особенным подарком было то, что роль бабушки Альфреда в тот день впервые исполнила Татьяна Орлова, которую я горячо люблю и которая феерично исполняет роль стерв – так уж вышло. В спектакле звучит музыка Штрауса, и порой она так ловко вплетается в повествование, что герои движутся в унисон, попадают в ритм – очень хвалят хореографа спектакля. Вообще все получилось очень гармонично, когда ни один элемент спектакля не выбивается из атмосферы, а вся актерская команда играет на одном высоком уровне, как я люблю.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Аналіз твору учень чарівника
Скерцо начинается медленным вступлением: скрипки интонируют мелодию, таинственно спускающуюся по уменьшенному
септаккорду, живописуя загадочную и мрачноватую атмосферу жилища чародея, к ним присоединяются флейта и флейтапикколо. Эту магическую атмосферу разрушают подвижные, «скачущие» мотивы на стаккато у гобоя, флейты и кларнета,
вводящие в скерцо как таковое. Его основная тема, выросшая из беспокойных мотивов вступления, «вращается» вокруг
первой ступени, устойчивость которой подчеркивается еще и восходящим поступенным ходом от доминанты к тонике,
приходящейся на сильную долю, в начале (такое «вколачивание» тоники в теме, которая и без того гармонической
неустойчивостью не отличается, воспринимается как комедийный штрих к образу недалекого и самоуверенного юнца).
Другая тема – с форшлагами, проводимая духовыми на фоне скрипичного пиццикато – раскрывает образ с другой стороны:
юношеская пылкость, увлеченность своим занятием. Еще одна краткая тема – с пунктирным ритмом – определена
композитором как мотив заклинания: сочетание ff c тембром засурдиненных валторны и трубы могло бы сделать ее
страшной, если бы не элементы скерциозной первой темы в сопровождении – именно она играет главную роль в
музыкальном развитии, насыщенном многочисленными тембровыми эффектами (например, фигурации струнных и арфы,
изображающие плеск воды) и даже полифоническими приемами. Введение хроматизмов придает теме фантастический
оттенок. Вторая тема проводится почти без изменений – лишь в коде, где ее проводит солирующий альт, в ней появляются
жалобные интонации (ученик уже не рад тому, что затеял, и просит прощения у наставника).
Объяснение: