В первом действии мы знакомимся с Иваном Сусаниным и Антонидой. Действия происходят в одном из сел близ Костромы. Сусанин говорит своей дочери о том, что поляки готовят новое наступление, что до тех пор, пока противники не отступят, свадьбы Антониды с ее возлюбленным не видать. На пороге появляется Собинин с вестью о том, что готовятся избрать нового царя, после которой Иван дает добро на свадьбу его дочери.
Второе действие проходит на балу в Польше. Поляки, ожидая победу над Москвой, танцуют и веселятся. Танцы резко прекращаются, так как приходит плохая для поляков весть об избрании царя. Несколько человек взбираются на сцену и говорят о своем намерении отправиться в Москву с целью захватить царя Михаила Федоровича. После этого веселье продолжается как ни в чем не бывало.
Действие третье. Сусанин сообщает своему сыну об избрании царя, а также благословляет Антониду и Собинина. Когда стемнело, приехали поляки с отвести их к царю. Иван Сусанин решил провести их по непроходимым дорогам, а своему сыну дал наставление, чтобы тот отправился к царю и уведомил его об опасности. Антониде же он сказал провести свадьбу без него, так как вернется он нескоро. После того, как Сусанин и поляки скрылись из вида, Антонида поведала Собинину о том, что ее отец попал в плен. Собинин и вооруженные односельчане намереваются Сусанина и отправляются вслед за ним.
Четвертое действие. Ваня прибыл к Царскому двору, где поведал боярам обо всем, что произошло, и так как царя во дворе не было, Ваня вынужден был отправиться к нему. Тем временем Сусанин завел поляков еще глубже в лес, и они, измученные и думающие, что он случайно сбился с пути, устроили ночлег. Когда противники уснули, Иван, мысленно попрощавшись со всеми родными, также отходит ко сну. Поляки просыпаются, понимают, что Сусанин нарочно завел их в глушь и убивают его.
В эпилоге показывается массовое народное гуляние в честь царя, и только Ваня, Антонида и Собинин находятся в трауре, вспоминая Сусанина, который пожертвовал своей жизнью ради жизни Михаила Федоровича.
"Князь Игорь"А. П. БородинПролог. Площадь Путивля. Князь Игорь готовит поход на половцев. Звучит хор «Солнцу красному слава! Слава князю Игорю!» Неожиданно наступает солнечное затмение. Народ, решив, что это недобрый знак, говорят, что поход успехом не обернется, отговаривают Игоря его совершать. Князь не принял эту примету во внимание, отговорить его не получилось. Он прощается с княгинями и боярынями, в числе которых Ярославна, его жена, и отправляется в поход. Вновь звучит хор «Солнцу красному слава! Слава князю Игорю!», теперь уже более мощно.
Действие первое. Картина первая. Князь Владимир Галицкий сидит в своих покоях и рассуждает о том, как хочет стать князем, а сестру, Ярославну, отправить в монастырь. Увидев толпу девушек, князь выкрадывает одну, а остальных прогоняет.
Действие первое. Картина вторая. Ярославна переживает, что нет никаких новостей от князя Игоря и тепло вспоминает время, когда он был рядом. Приходят девушки, говорят ей о том, что одну из них выкрал Владимир Галицкий. Ярославна, сказав, что обо всем расскажет князю Игорю, получает заявление от Владимира о том, что ему все равно, что подумает князь. Более того, он обвиняет Ярославу в неверности. Когда все ушли, девушка начинает молиться за князя Игоря и за его скорое возвращение.
Входят бояре с плохой вестью о том, что князь Игорь и его сын в плену. Звонит набатный колокол. Враги подошли к городу, и вдалеке уже видно языки пламени. Бояре готовятся к обороне.
Действие второе. Полвецкий стан. Кончаковна, дочь хана, поет о любви к сыну князя Игоря Владимиру. Под покровом ночи он появляется у ее шатра, и они проводят вместе некоторое время. Входит князь Игорь и поет арию «Ни сна, ни отдыха измученной душе». К нему подходит Овлур, половецкий воин, и, с целью передает Игорю коней. Князь отказывается бежать. Возвращается хан и предлагает Игорю дары, от которых князь также отказывается. Он не соглашается даже на свободу, говоря, что после освобождения он бы вновь напал. Начинаются половецкие пляски.
Действие третье. Половцы ожидают приезда хана Гзака. Его войско входит с добычей: с русскими пленниками. Когда темнеет, Овлур вновь предлагает Игорю бежать, и на этот раз он соглашается. Кончаковна бежит к Владимиру и слезно умоляет его остаться. Пока Владимир находится в раздумьях, дочь хана будит весь стан. Игорь успевает бежать, и разбуженные половцы отправляются за ним. Хан делает Владимира своим зятем и собирается в поход на Русь.
Действие четвертое. Площадь в Путивле. Ярославна горько плачет, вспоминая Игоря. С вернуть князя она обращается к ветру, солнцу и Днепру. Ярославна смотрит вдаль и видит двух всадников, один из которых - ее муж. Он соскакивает с коня и бежит к ней. Их видят два гудошника и, недолго думая, звонят в набатный колокол. Народ, убедившись, что вернулся князь Игорь, собираются и славят князя.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Дать письменную характеристику главному герою оперы (не менее 2/3 листа печатного текста Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»
Опера «Князь Игорь» состоит из четырех действий с Прологом, в котором происходит завязка сюжетной интриги. Музыка оперы основана на интонациях народных песен – русских и восточных. Картины, воплощенные в опере, достаточно традиционны для эпического сказа: сборы на войну, зловещее затмение солнца, роковая битва, позорный плен, счастливое Игоря с людей и природных сил. Однако А. П. Бородину удалось гениально «оживить» стародавние события, придать им современное звучание, выразить весь многогранный спектр человеческих чувств, страстей, поступков через контрастное сопоставление драматических, лирических, юмористических образов.
Персонажи древнерусского мира в опере жизненно убедительны и самобытны. Композитор как бы изучает поведение своих героев в разных реальных ситуациях: в часы величия и ликования, в дни скорби и мучений. В этих многогранных состояниях композитор избрал и возвеличил извечную человеческую мудрость об очищении героической души через ее страдание. В оперу введены народные сцены, которых нет в «Слове».
Не цитируя древних обрядовых песен, А. П. Бородин широко использует все жанры фольклора, бытовавшие в XII веке: былину, плясовые и заздравные песни, плачи-причитания и др. Образы героического плана, характеризующие мужество народа, композитор передает лаконичными суровыми средствами, родственными унисонному знаменному пению в древнерусских православных храмах. Использует он и выразительные колокольные звоны: благовест, погребальный звон, набат [17, с. 185].
Пролог отличается архитектонической стройностью и завершенностью. Он написан в трехчастной форме: первый раздел включает вступление и хор «Слава», второй – обращение Игоря к народу, эпизод затмения солнца и прощание с женами, третий – повторяет первый раздел с изменениями. Следуя заветам М. И. Глинки, А. П. Бородин открывает оперу большой хоровой сценой, воплощающей мощь русского народа. В музыке акцентируется архаика, колорит древности. В ней использована пентатоника, плагальные обороты, старинные трихордовые попевки.
Сцену затмения композитор решает совершенно иными средствами. Фантастичность явления переданы в музыке причудливой последовательностью аккордов, рождающих ощущение нереальности, таинственности происходящего, зловещий смысл которого пока что скрыт от объятых ужасом людей [26, с. 186].
Характеры действующих лиц полно раскрываются в сольных номерах – портретах героев. Напевные пластичные мелодии обобщённо выражают характер текста, кантилена преобладает над речитативом – и в этом главное отличие оперного стиля А. П. Бородина от других кучкистов, особенно М. П. Мусоргского, А. С. Даргомыжского. В то же время он учитывает их опыты, что нашло отражение в большом речитативном диалоге Ярославны и Галицкого, в свободных формах арий, в использовании разговорных интонаций в некоторых речитативах [30].
Основной конфликт в опере возникает между русским народом и чужеземными захватчиками. Наиболее яркая и полная характеристика русских воинов дана в прологе, в хоре «Слава», а половцев – в марше половецкого войска из 3-го действия. Это наиболее контрастные между собой музыкальные номера: диатоничности хора противопоставляются жесткие хроматизмы марша, распевности – инструментальные угловатые обороты с тритонами, целотоновыми ходами. Этот драматургический музыкальный прием был использован М. И. Глинкой в «Иване Сусанине». В то же время А. П. Бородин не упростил и не принизил образы врагов, показал их силу, смелость, порой великодушие (Кончак) и богатство их музыкального фольклора (в половецких плясках).
Объяснение: