ОбъяснениПод бытовым романсом здесь подразумевается русская вокальная лирика, рассчитанная не только на профессиональное исполнение, но и на певцов-любителей, то есть практически общедоступная. Исполняемая под аккомпанемент фортепиано или гитары, она прочно входила в городской быт, подобно тому как в XVIII веке это происходило с кантами или российскими песнями. О любительской традиции говорит и то, что авторство во многих случаях не было зафиксировано, романсы существовали анонимно, авторство устанавливалось лишь позднее.
Жанровое определение «романс» в России вошло в обиход в начале XIX века, придя на смену «российской песне». Лирические по содержанию, «российские песни» были предшественниками русского романса.
Первыми русскими романсами можно назвать сочинения Ф. Дубянского, О. Козловского, Д. Кашина, А. Жилина, И. Рупина. В них сохранились важнейшие особенности «российских песен»:
близость к музыке городского быта;
широкая распевность, гибкость и пластичность мелодической линии;
чувствительный характер.
Устойчивым остается и сам жанровый вид «русской песни».
Основные стилевые черты русского бытового романса:
открытая эмоциональность, задушевность1. На заре своего существования русский романс был связан с сентиментализмом. Именно чувствительность как стилевая категория постепенно преобразуется в яркую эмоциональность. И в этой чувствительности, и в открытой эмоциональности раскрывается русская душа – бесшабашная, удалая, и добрая, жалостливая, отзывчивая;
мелодика русского бытового романса специфически вокальна. Ее интонационная мягкость и плавность идут от народно-песенных истоков. Ведущую роль играют секстовые интонации (часто – начало с восходящей сексты с последующим с плавным спуском, или нисходящий секстовый скачок к вводному тону с дальнейшим разрешением в тонику) и секундовые задержания;
включение декламационных оборотов как средства драматизации;
преобладание гармонического минора, отклонения в родственные тональности, повышение IV ступени;
обращение к ритмам распространенных в быту танцев – вальса, мазурки, полонеза, русской пляски. Одним из самых популярных в русской бытовой лирике стал ритм вальса, в который легко укладывались песни, написанные так называемым «кольцовским размером» – пятисложником;
Жанр русского романса сформировался в обстановке яркого расцвета любительского музицирования. Русские города, поместья и усадьбы охватывает всеобщая тяга к музыке. Фортепиано, арфа, скрипка или гитара выступают как необходимые предметы домашнего быта, повсеместным явлением в дворянской и разночинной среде становится песенное сочинительство.
Основополагающую роль в развитии русского романса играла русская поэзия, представленная произведениями блистательного поколения российских поэтов: Жуковского, Баратынского, Дельвига, Батюшкова, Языкова, Пушкина, позднее – Лермонтова, Тютчева.
Под влиянием поэзии сформировалось несколько популярных разновидностей бытовой камерно-вокальной музыки:
элегия – романс лирико-философского содержания, связанного с темами глубокого раздумья, воспоминаний о одиночества, неразделённой любви. Особенностью мелодики является характерное соединение песенно-романсовых и декламационных оборотов;
– романс в свободной форме монолога-рассказа о драматических, таинственных событиях. Нередко в основе лежит народное предание, включаются фантастические элементы. Музыкальная речь отличается взволнованной патетикой, выразительностью декламации. Важную роль играет фортепианная партия. Создателем русской вокальной считается А.Н. Верстовский («Черная шаль» на слова Пушкина, «Три песни скальда» и «Бедный певец» на слова Жуковского);
застольные песни. Они были распространены в основном в офицерской среде. В их жизнерадостной музыке нередко слышна четкая маршеобразная поступь, указывающая на связь с походными и боевыми песнями. В эпоху декабристов бытовая тематика застольных песен уступает место гражданским высказываниям, призывам к свободе и «вольности»;
«русская песня» – песня-романс, ориентированная на фольклорную традицию. Расцвет этого жанра связан, в первую очередь, с поэзией А. Кольцова («На заре туманной юности…», «Ах ты, степь моя…») и Н. Цыганова («Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…»);
романсы национально-жанрового плана, часто именуемые «восточными» (испанские серенады, кавказские песни, цыганские романсы, итальянские баркаролы).
Особенно глубокое воздействие на русскую вокальную музыку оказала поэзия А.С. Пушкина. Его стихи возвысили русский романс до уровня подлинно классического искусства. Именно в пушкинскую эпоху выдвигается ряд талантливых мастеров русского романса.
nadyatsoi
28.03.2020
Сергей Васильевич Рахманинов родился в 1873 году. В 1882 году поступил в Петербургскую консерваторию под руководство профессора Ф. П. Демьянского.Педагоги отмечали необычайную одаренность мальчика. Вскоре, он переезжает в Москву для обучения у частного педагога, но прожив у него 4 года он поступил в Московскую консерваторию. Рахманинов окончил ее с золотой медалью . В виде экзаменационной работы он представил оперу "Алеко" на сюжет поэмы Пушкина "Цыганы". Опера была поставлена в Большом театре и в Киевском оперном театре. В 1897 году он прекратил писать произведения после неудавшейся Первой симфонии, которую очень осудили критики и осмеяла пресса. Зато Второй фортепианный концерт после трехлетнего молчания принес С. Рахманинову необычайную славу и восхищение. Этот концерт был признан лучшим русским фортепианным концертом после концерта П. Чайковского. Позже Рахманинов написал поэму "Весна", опера "Скупой рыцарь","Франческа да Римини",романсы "Сирень", " Не пой , красавица" , "Ночь печальна" и другие. Рахманинов написал литургию Иоанна Златоуста, поэму "Колокола", "Всенощное бдение". В 30-е годы им были созданы сочинения как Рапсодия на тему Паганини, Третья симфония, Симфонические танцы. Сергей Васильевич Рахманинов скончался в США в 1943 году .
barnkim
28.03.2020
Музыка-
1.
Искусство, в к-ром переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства.
"Русская классическая м."
2.
Исполнение произведений на инструментах в отличие от вокального искусства.
"М. и пение"
Либретто-
1.
Словесный текст музыкально-вокального произведения.
"Л. оперы"
2.
Краткое изложение содержания пьесы, оперы.
Опера-
1.
Музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в к-ром действующие лица поют в сопровождении оркестра.
"Русская классическая о. Петь в опере"
2.
Театр, в к-ром ставятся такие произведения.
Балет-
1.
Искусство театрального танца.
2.
Театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой.
Консерватория-
1.
Высшее музыкальное учебное заведение.
Филармония-
1.
Учреждение, занятое организацией концертов и пропагандой музыкального искусства.
ОбъяснениПод бытовым романсом здесь подразумевается русская вокальная лирика, рассчитанная не только на профессиональное исполнение, но и на певцов-любителей, то есть практически общедоступная. Исполняемая под аккомпанемент фортепиано или гитары, она прочно входила в городской быт, подобно тому как в XVIII веке это происходило с кантами или российскими песнями. О любительской традиции говорит и то, что авторство во многих случаях не было зафиксировано, романсы существовали анонимно, авторство устанавливалось лишь позднее.
Жанровое определение «романс» в России вошло в обиход в начале XIX века, придя на смену «российской песне». Лирические по содержанию, «российские песни» были предшественниками русского романса.
Первыми русскими романсами можно назвать сочинения Ф. Дубянского, О. Козловского, Д. Кашина, А. Жилина, И. Рупина. В них сохранились важнейшие особенности «российских песен»:
близость к музыке городского быта;
широкая распевность, гибкость и пластичность мелодической линии;
чувствительный характер.
Устойчивым остается и сам жанровый вид «русской песни».
Основные стилевые черты русского бытового романса:
открытая эмоциональность, задушевность1. На заре своего существования русский романс был связан с сентиментализмом. Именно чувствительность как стилевая категория постепенно преобразуется в яркую эмоциональность. И в этой чувствительности, и в открытой эмоциональности раскрывается русская душа – бесшабашная, удалая, и добрая, жалостливая, отзывчивая;
мелодика русского бытового романса специфически вокальна. Ее интонационная мягкость и плавность идут от народно-песенных истоков. Ведущую роль играют секстовые интонации (часто – начало с восходящей сексты с последующим с плавным спуском, или нисходящий секстовый скачок к вводному тону с дальнейшим разрешением в тонику) и секундовые задержания;
включение декламационных оборотов как средства драматизации;
преобладание гармонического минора, отклонения в родственные тональности, повышение IV ступени;
обращение к ритмам распространенных в быту танцев – вальса, мазурки, полонеза, русской пляски. Одним из самых популярных в русской бытовой лирике стал ритм вальса, в который легко укладывались песни, написанные так называемым «кольцовским размером» – пятисложником;
«гитарная» арпеджированная фактура фортепианного сопровождения (реже аккордовая);
преобладание куплетной, строфической формы.
Жанр русского романса сформировался в обстановке яркого расцвета любительского музицирования. Русские города, поместья и усадьбы охватывает всеобщая тяга к музыке. Фортепиано, арфа, скрипка или гитара выступают как необходимые предметы домашнего быта, повсеместным явлением в дворянской и разночинной среде становится песенное сочинительство.
Основополагающую роль в развитии русского романса играла русская поэзия, представленная произведениями блистательного поколения российских поэтов: Жуковского, Баратынского, Дельвига, Батюшкова, Языкова, Пушкина, позднее – Лермонтова, Тютчева.
Под влиянием поэзии сформировалось несколько популярных разновидностей бытовой камерно-вокальной музыки:
элегия – романс лирико-философского содержания, связанного с темами глубокого раздумья, воспоминаний о одиночества, неразделённой любви. Особенностью мелодики является характерное соединение песенно-романсовых и декламационных оборотов;
– романс в свободной форме монолога-рассказа о драматических, таинственных событиях. Нередко в основе лежит народное предание, включаются фантастические элементы. Музыкальная речь отличается взволнованной патетикой, выразительностью декламации. Важную роль играет фортепианная партия. Создателем русской вокальной считается А.Н. Верстовский («Черная шаль» на слова Пушкина, «Три песни скальда» и «Бедный певец» на слова Жуковского);
застольные песни. Они были распространены в основном в офицерской среде. В их жизнерадостной музыке нередко слышна четкая маршеобразная поступь, указывающая на связь с походными и боевыми песнями. В эпоху декабристов бытовая тематика застольных песен уступает место гражданским высказываниям, призывам к свободе и «вольности»;
«русская песня» – песня-романс, ориентированная на фольклорную традицию. Расцвет этого жанра связан, в первую очередь, с поэзией А. Кольцова («На заре туманной юности…», «Ах ты, степь моя…») и Н. Цыганова («Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…»);
романсы национально-жанрового плана, часто именуемые «восточными» (испанские серенады, кавказские песни, цыганские романсы, итальянские баркаролы).
Особенно глубокое воздействие на русскую вокальную музыку оказала поэзия А.С. Пушкина. Его стихи возвысили русский романс до уровня подлинно классического искусства. Именно в пушкинскую эпоху выдвигается ряд талантливых мастеров русского романса.