даулеткерей родился весной 1820 года в ауле орда тогда внутренней орды (ныне село хан ордасы бокейординского района западно-казахстанской области). его отец султан шигай нуралиев временно (1815—1823) правил внутренней (бокеевской) ордой после смерти хана бокея будучи регентом несовершеннолетнего будущего хана жангира бокеева. он умер, когда даулеткерею было всего пять лет, и дальнейшие заботы о его воспитании взял на себя двоюродный брат, султан мендигирей букейханов, самый богатый и влиятельный человек в букеевской орде после хана жангира.
в детстве даулеткерей учился мусульманской грамоте у муллы. хан жангир, получивший образование в россии, создавал возможности для получения детьми образования в орде. даулеткерей научился говорить по-, умел по- читать и писать. его прозвали образованным мальчиком. но он выделялся умением играть на домбре. мастерству игры на этом инструменте он научился у превосходного домбриста мусиралы бердалы-улы. в орду, ставшую зимним центром султанов, в начале 40-х годов 19 века приглашали артистов драмы и музыкантов из саратова. есть сведения, что даулеткерей с детства был знаком с и европейской музыкой. он хорошо играл и на , умел играть на гитаре и мандолине.
в молодости даулеткерей стал свидетелем народно-освободительного восстания казахов букеевской орды (1836—1838) под руководством исатая тайманова и махамбета утемисова против российской колонизации и наместника царя хана жангира, которое оставило свой отпечаток на творчестве кюйши.
в 1851 году даулеткерей шигаев становится правителем рода серкеш. он попадает в число представителей казахского народа на торжествах по случаю коронации царя александра ii в 1855 году. в этом путешествии в петербург он услышал и увидел много интересного, чего не видел и не слышал раньше, услышал произведения европейских композиторов в оркестровом исполнении.
в 1861 году даулеткерея назначили правителем рода в кызылкурт, там он через год встретился с «отцом» кюев — курмангазы. даулеткерей во время встречи сыграл свой кюй «булбул» (соловей). пьеса понравилась курмангазы, он включил её в свой репертуар и даже сочинил своеобразный парафраз на эту тему. играя друг другу, курмангазы и даулеткерей много позаимствовали друг от друга [1]. известный казахский музыковед, академик ахмет жубанов пишет: «на музыкальное творчество даулеткерея большое влияние оказали беседы с курмангазы, встречи с другими домбристами, исполнявшими кюи в традиционно народной манере».
последующие кюи даулеткерея «топан» и «жигер», выражающие стремление народа к свободе, вместе с тем отражают раздумья человека, много выстрадавшего в жизни, мужественного, сдержанного, серьёзного. о кюе «жигер» собиратель казахских народных произведений александр затаевич писал: «в этом кюе звуки превышают возможности домбры, бьют через край, бурлят. это произведение, написанное в приподнято-возвышенном темпе, имеет большое значение».
в последние три десятилетия жизни замечательного кюйши наступает подлинный расцвет творчества. появляются кюи, совершенные по мастерству и глубине содержания.
даулеткерей скончался 4 мая 1887 года. он оставил значительное музыкальное наследие, повлиявшее на дальнейшее развитие народной инструментальной музыки в казахстане.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Надо построить ципочку t53, s64, d6, t53, t6, s53, d4, t53 в тональносте ре можор
війна і ці дві теми в романі толстого злилися воєдино. а самі поняття «війна» і «мир» суперечать одне одному. адже що найжахливіше в людському житті — в одному й одразу в усіх людських життях? війна. і найпрекрасніше в житті — мир. «війна — найпротивніший людському єству стан», — говорить автор роману.
п’ятнадцятирічний петя ростов вирушає на війну. хлопчик, улюбленець родини, вирішує, що не можна сидіти вдома, поки «батьківщина в небезпеці». і от має настати фатальна година — перший у його житті бій. бій, що виявиться для петі останнім.
що може відчувати в цю мить молода гаряча душа? душа, повна романтичних, ніжних і піднесених почуттів, на краю загибелі?
петі дуже хотілося виглядати вже загартованим, бравим бійцем, і він просить козака лихачова нагострити йому шаблю.
він ще не знає війни, не знає і не бачив ворогів. він ще не вміє ненавидіти. петя з великою сердечністю ставиться до полоненого французького барабанщика. йому шкода цього хлопчика. та хіба той винен, що зараз іде війна, ллється кров, гинуть люди! у ніч перед боєм, чекаючи, поки лихачов нагострить йому шаблю, петя засинає і чує «стрункий хор музики, який грав якийсь невідомий, урочистий солодкий гімн», прекрасна музика, вона зливається воєдино і розбивається на безліч голосів. петя керує цілим оркестром. і так добре йому, так чудово. от тільки десь шабля: «вжиг, » і навіщо це? такий прекрасний світ навколо. але «з урочистим переможним маршем зливалася пі і вжиг, жиг, свистіла шабля».
війна і вони злилися воєдино. гімн прекрасному, мирному, чистому, світлому на краю загибелі, війни. гімн життю на краю смерті. ні, війна не потрібна. завтра не стане петі ростова, прекрасного хлопчика, чудесної людини. не буде ще багатьох життів. як потрібен людям.