Существуют разновидности куплетной формы.
1. Куплетно-вариационная форма. Это повторение, аналогичное глинкинским вариациям. Сама остинатная мелодия может передаваться от одной группы голосов к другой, меняя тембровую окраску, а иногда и тональность. Эта форма широко распространена в русской и советской опере.
2. Куплетно-вариантная форма. Мелодия меняется на основе принципов вариантности. Варьироваться могут высотная или ритмическая сторона мелодии. В отличие от орнаментальной вариации мелодия не дробится. Вариант запускает структурные и масштабные изменения. Если вариация – производное от темы явление, то вариант и тема равноправны. В.В. Протопопов отмечает два типа этой формы:
а) тождественного порядка – с сохранением структуры;
б) типа прорастания – с масштабным ростом (сохраняется лишь начальное интонационное зерно). Такая форма наблюдается в песне Шуберта «Мельник и ручейник
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Инструментальная группировка
Джордж Гершвин - американский композитор и пианист-виртуоз XX века. Начало его творческого пути совпало с расцветом в Америке джаза. У Гершвина не было музыкального образования. Он начал с импровизации, затем играл известные песни для людей. Затем ему захотелось чего-то большего, овладеть всеми видами музыки.
Уже в начале 20-х гг. XX века, когда композитору было слегка за 20, он стал широко известен публике. В то же время, в 1922 году, он пишет одноактную джазовую оперу "Голубой понедельник", а еще через некоторое время выпускает в свет "Рапсодию в стиле блюз" для фортепиано с оркестром.
Гершвиным было написано множество песен, мюзиклов и постановок, в каждой из которых чувствуются его авторские черты. В 1935 году завершена работа над его самым известным произведением - джазовой оперой "Порги и Бесс". Эта опера являлась последним произведением, написанным Гершвиным, и через пару лет после ее выхода композитор скончался.