построим трезвучия на каждой ступени звукоряда, кроме vii в мажоре и ii в миноре, т.к. на них расположено уменьшенное трезвучие, и определяем, для каких тональностей эти трезвучия будут тоническими.
у каждой тональности есть 5 тональностей диатонического родства и 1 тональность гармонического родства (это тональность минорной субдоминанты в мажоре/тональность мажорной доминанты в миноре).
1. f-dur, 1♭
i: (фа-ля-до)
ii: соль-си♭-ре - g-moll
iii: ля-до-ми - a-moll
iv: си♭-ре-фа - b-dur
v: до-ми-соль - c-dur
vi: ре-фа-ля - d-moll
iv (min): си♭-ре♭-фа - b-moll
2. a-dur, 3♯
i: (ля-до♯-ми)
ii: си-ре-фа♯ - h-moll
iii: до♯-ми-соль♯ - cis-moll
iv: ре-фа♯-ля - d-dur
v: ми-соль♯-си - e-dur
vi: фа♯-ля-до♯ - fis-moll
iv(min): ре-фа-ля - d-moll
3. fis-dur, 6♯
i: (фа♯-ля♯-до♯)
ii: соль♯-си-ре♯ - gis-moll
iii: ля♯-до♯-ми♯ - ais-moll
iv: си-ре♯-фа♯ - h-dur
v: до♯-ми♯-соль♯ - cis-dur
vi: ре♯-фа♯-ля♯ - dis-moll
iv(min): си-ре-фа♯ - h-moll
4. e-dur, 4♯
i: (ми-соль♯-си)
ii: фа♯-ля-до♯ - fis-moll
iii: соль♯-си-ре♯ - gis-moll
iv: ля-до♯-ми - a-dur
v: си-ре♯-ре♯ - h-dur
vi: до♯-ми-соль♯ - cis-moll
iv(min): ля-до-ми - a-moll
5. c-moll, 3♭
i: (до-ми♭-соль)
iii: ми♭-соль-си♭ - es-dur
iv: фа-ля♭-до - f-moll
v: соль-си♭-ре - g-moll
vi: ля♭-до-ми♭ - as-dur
vii: си♭-ре-фа - b-dur
v(maj): соль-си-ре - g-dur
6. g-moll, 2♭
i: (соль-си♭-ре♭)
iii: си♭-ре-фа - b-dur
iv: до-ми♭-соль - c-moll
v: ре-фа-ля - d-moll
vi: ми♭-соль-си♭ - es-dur
vii: фа-ля-до - f-dur
v(maj): ре-фа♯-ля - d-dur
7. fis-moll, 3♯
i: (фа♯-ля-до♯)
iii: ля-до♯-ми - a-dur
iv: си-ре-фа♯ - h-moll
v: до♯-ми-соль♯ - cis-moll
vi: ре-фа♯-ля - d-dur
vii: ми-соль♯-си - e-dur
v(maj.): до♯-ми♯-соль♯ - cis-dur
8. b-dur, 2♭
i: (си♭-ре-фа)
ii: до-ми♭-соль - c-moll
iii: ре-фа-ля - d-moll
iv: ми♭-соль-си♭ - es-dur
v: фа-ля-до - f-dur
vi: соль-си♭-ре - g-moll
iv(min.): ми♭-соль♭-си♭ - es-moll
также есть и более простой способ определения тональностей первой степени родства без построений, для этого лишь важно запомнить, что к таким тональностям относятся тональности:
1) параллельная данной;
2-3) субдоминантовая и параллельная ей;
4-5) доминантовая и параллельная ей;
6) тональность минорной субдоминанты в мажоре или тональность мажорной доминанты в миноре.
в итоге получатся те же тональности.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Написать гамму фа минор в 3х видах: в гамме написать опевание устойчевых ступеней, ув2, ум7и м7 на1 ступени с разрешением. в ля бимоль мажоре написать главные трезвучия с разрешением; д7 с разрешением. от звука ре спеть вверх б6 , записать аккорды