Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. назовите одним словом.краткое изложение сюжетаоперы, оперетты, , мюзикла -вокальный или инструментальный ансамбль, состоящий из четырёх исполнителей, —высота звучання голоса или музыкальногоинструмента3. рассмотрите иллюстрации. расскажите, какая музыка на нихможет звучать. назовите изображённые инструменты. подберите крепродукциям картин музыкальные иллюстрации из произведений, которые вы слушали в течение года.4. прочитайте сказку в. сухомлинского «флейта и ветер» (см.«-музыкальную хрестоматию») и объясните ветру, почемуфлейта не подчиняется ему. свои выводы аргументируйте. ответье на 3 вопроса
опера - синтетический в вид искусства.
великие и композиторы, художники, артисты - создатели оперных произведений.
что такое оперное либретто.
в чём состоит отличие оперного либретто от первоисточника (на примере увертюры из оперы м. глинки «руслан и людмила»).
музыкальный материал:
м. глинка. увертюра из оперы «руслан и людмила» (слушание);
м. глинка, стихи с. городецкого. финальный хор «славься» из оперы «жизнь за царя» (пение).
характеристика видов деятельности:
исследовать значение и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов (с учётом критериев, представленных в учебнике).
анализировать и обобщать многообразие связей музыки, и изобразительного искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике).
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении.
сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.
сколько на свете сюжетов,
столько должно быть
и самостоятельных оперных форм…
(н. римский-корсаков)
как в существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры - опера, , оратория. среди них больше всего связана с опера. оперному жанру огромное количество великих произведений зазвучало и в музыке. это – «руслан и людмила», «золотой петушок», «сказка о царе салтане», «снегурочка» и многие другие.
опера – это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение. возникла опера в италии на рубеже xvi и xvii вв. и первоначально называлась драма на музыке. появление оперы в италии не случайно. именно эта страна считается родиной бельканто – прекрасного пения. толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в которой хор как бы комментировал, пояснял действие.
первые оперные спектакли поразили публику. театральные актёры вдруг, вместо того чтобы разговаривать, запели? ! «можно ли нечто более смешное видеть, как дуэль, пением сопровождаемую! – писал один из критиков. – люди к смерти готовятся, скорбят о страшном несчастии с приятной и спокойной арией».
и всё-таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.
оперный театр есть не в каждом городе. да и что там говорить, даже не в каждой стране! но если уж он есть, то можно быть уверенным: это самое впечатляющее и великолепное здание! большинство оперных театров выглядят как дворцы.
оперный театр похож на шкатулку с секретом – красив снаружи, но ещё интереснее внутри.
первый уровень волшебства открывается, когда проходишь внутрь и попадаешь в фойе.
второй – великолепный зрительный зал: обитые бархатом кресла, позолота и барельефы, скульптуры и драпировки.
третий – самое сердце театра: то, что происходит на сцене, когда поднимается занавес. но пока занавес закрыт, можно занять свои места и хорошенько оглядеться.
в центре зала висит гордость любого оперного театра – огромная люстра с хрустальных подвесок (некоторые украшены драгоценными камнями). огромная – это ещё скромно сказано! её вес измеряется тоннами! вокруг люстры – росписи, созданные знаменитыми мастерами.
царская ложа – ещё один элемент зала, приковывающий взгляд. она расположена прямо напротив сцены. выглядит вызывающе роскошно! иногда её называют большая императорская ложа, или президентская, или парадная. кто в ней может оказаться? назовём их «особыми посетителями»: например, иностранные гости правительства. царь, президент или король.
занавес в оперном театре – парадный, самый большой и тяжёлый, из необычных тканей или чистого шёлка, созданный лучшими мастерами, всегда поражающий оригинальностью. известный «золотой» занавес большого театра в москве за много лет обрёл целую . на гобелене орнамент из многократно повторяющихся символов россии - двуглавый орёл и надпись: «россия». ноты на занавесе – из оперы м. глинки «иван сусанин». внизу, под сценой, находится удивительное место – оркестровая яма.
в давние времена несколько музыкантов аккомпанировали артистам, стоя за кулисами. но так им было не видно исполнителей, поэтому пришлось переместиться на сцену. их даже одели в костюмы, но всё равно музыканты мешали действию. тогда их разместили перед сценой, но головы музыкантов и инструменты загораживали зрителям обзор. поэтому оркестр, который со временем становился всё больше и больше, опустился ниже уровня пола, в специальное помещение, которое назвали ямой.
основой оперы является либретто. либретто – краткое изложение сюжета оперы, оперетты, , мюзикла. в основу либретто может быть положен какой-либо факт или произведение – миф, легенда, поэма, сказка, роман, повесть. в переводе с итальянского слово либретто означает книжечка. либретто может быть издано в виде отдельной брошюры, листовки или помещено в театральной программе.