итальянский концерт, изданный в 1735 году, — завершение длительной работы баха над жанром сольного клавирного концерта.
начиная с 20—30-х годов в германии значительно усиливается интерес к подобного рода жанрам. рост общественной музыкальной жизни, новые формы музицирования, возникающие различные музыкальные общества (любительские и профессиональные) ставили перед композиторами создания чисто концертного репертуара. так возникла проблема сольного концерта. увлечение концертом становится всеобщим для музыкантов, независимо от их творческого направления и школы. постепенно этот жанр кристаллизуется и в зрелом творчестве моцарта приобретает свои типические жанровые черты и классическую форму.
родоначальником клавирного концерта, композитором, создавшим его первые образцы, был и. с. бах.
итальянская скрипичная школа, находившаяся в этот период на подъеме, культивировала новые формы сольной светской музыки, которые приобретали все более широкое распространение и успех. плодотворная деятельность итальянских мастеров укрепляла баха в мысли о необходимости дальнейшей разработки различных видов светской концертной музыки.
используя опыт итальянских мастеров сольного скрипичного концерта, бах заимствовал оттуда целый ряд приемов, и в частности трехчастное циклическое строение, основанное на принципе контраста частей, контраста движения: быстрого, медленного, быстрого. влияние итальянской музыки сказывается и в стремлении облегчить фактуру, освободить ее от полифонической перегрузки, в мелодически выразительном и блестящем виртуозном стиле, во внесении элементов народно-бытовой музыки.
многочисленные клавесинные концерты баха — в подавляющем большинстве переложения скрипичных концертов итальянских композиторов или же собственных концертов для скрипки. в процессе переработки и приспособления к клавиру скрипичного концерта бах овладевал новым жанром, отбирал приемы, нужные для развития виртуозного клавирного стиля.
итальянский концерт, результат долгих, упорных исканий, представляет собой наиболее законченный тип оригинального баховского сольного концерта; одновременно это образец еще жанра клавирного концерта. тем не менее по общей концепции, композиционному замыслу, образному содержанию итальянский концерт уже не только соответствует характеру и требованиям жанра, но и определяет его отдельные свойства и признаки.
в итальянском концерте стабилизируется схема трехчастной циклической композиции, определяются положение и функции каждой ее части. выработанная бахом форма сделалась устойчивой традицией для циклических композиций концертного плана.
стремительной динамикой, демократизмом музыкальных образов итальянский концерт близко соприкасается с увертюрами итальянских комических опер buffa, с клавирными сочинениями доменико скарлатти. одновременно это предвосхищение будущего, нить, тянущаяся к лучезарному искусству гайдна и моцарта.
праздничность, радостное возбуждение насыщают эмоциональную атмосферу итальянского концерта. характер этих чувств возникает из самой природы жанра концерта — той формы музыкального общения, когда артист, непосредственно обращаясь к аудитории, воодушевленный ее присутствием, показывает свое искусство и мастерство.
с первых фраз, которыми начинается итальянский концерт, устанавливается тон жизнерадостной устремленности, он продолжает господствовать на всем дальнейшем протяжении. этому не противоречат контрастные соотношения трех частей произведения: allegro (фа мажор), andante (ре минор), presto (фа мажор); средняя часть своей мягкой, но отнюдь не скорбной лирикой только ярче оттеняет активную динамику крайних частей.
allegro — основная часть всего цикла. выпуклость, «звонкая» яркость музыкальных образов, действенный характер развития, тематическая разработка материала предвосхищают сонатные allegri венских классиков, в частности гайдна.
в allegro итальянского концерта ведущая роль принадлежит первой теме. жизнедеятельная, полнокровная, она наделена силой, сообщающей энергию всему последующему движению.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Прошу синквейн по музыке на тему саундтрек