Князь Игорь» — опера русского композитора А. П. Бородина в четырёх действиях с прологом.
Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.
Премьера оперы состоялась 23 октября 1890 года в петербургском Мариинском театре.
Объяснение:
18 апреля 1869 года на музыкальном вечере у Л. И. Шестаковой В. В. Стасов предложил композитору в качестве оперного сюжета «Слово о полку Игореве». А. П. Бородин с интересом взялся за работу, побывал в окрестностях Путивля, изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем. В 1870 году композитор остановил работу над оперой, осознав, что не сумеет завершить столь значительную работу, совмещая её с научной деятельностью, преподаванием и прочими делами. Материал, уже написанный для оперы, частично вошёл в Симфонию № 2. Возвращение к работе над оперой произошло в 1874 году, Бородин снова увлекся этим замыслом и продолжал работу до самой смерти. Таким образом, опера писалась в течение девятнадцати лет. Когда в 1887 году композитор скончался, опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили Александр Константинович Глазунов и Николай Андреевич Римский-Корсаков. Считается, что Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую слышал в авторском исполнении на фортепиано (сам он опроверг эту легенду на страницах Русской музыкальной газеты)[1]. Он также почти целиком сочинил и оркестровал третье действие. Н. А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш.
Бородин, Римский-Корсаков и, возможно, также А. К. Лядов вместе оркестровали сюиту «половецких танцев» второго акта, которая приобрела огромную популярность. В продолжение традиций оперы Глинки «Жизнь за царя», событийное развитие в сюжетной линии оперы «Князь Игорь» отражает грандиозность народных сцен с мощным звучанием хора, и в то же время необычайные по красоте арии героев: Ярославны, Кончаковны, Владимира и половецкой девушки.
Александр Порфирьевич Бородин успел оркестровать часть пролога (всё, кроме «Сцены затмения»), речитатив и арию князя Владимира Галицкого (I картина I акта), арию Ярославны и её сцену с девушками (II картина I акта, 1879), каватину Кончаковны (II акт, 1869), речитатив и каватину князя Владимира (II акт), арию Кончака (II акт), плач Ярославны (IV акт, 1875), народный хор (IV акт, 1879) и финальную сцену IV акта — партитура для оркестра с участием тенора Ерошки, баса Скулы и хора.
Трио Игоря, Владимира, Кончаковны и финал третьего акта с хором, Кончаковной и Кончаком были написаны Бородиным и завершены Глазуновым, который впоследствии и оркестровал их в 1888 году.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Не могу сделать , так как плох в плане сольфеджио, а экзамены на носу. можете ?
глинка михаил иванович (1804—1857), композитор.
родился 1 июня 1804 г. в селе новоспасском смоленской губернии в семье помещика. в 1818 г. поступил в благородный пансион при петербургском педагогическом институте, который закончил в 1822 г. в пансионе глинка начал сочинять музыку и стал популярен как автор замечательных романсов. всего им написано 80 произведений для голоса и фортепиано, среди которых шедевры вокальной лирики: элегии «не искушай», «сомнение», цикл «прощание с петербургом» и другие.
после окончания пансиона глинка поступил в главное путей сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя музыке.
в 1830—1834 гг. он предпринял большое путешествие по италии, австрии и германии, знакомясь с европейскими музыкальными традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. по возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты — написать оперу. сюжет был подсказан в. а. жуковским — подвиг ивана сусанина. уже в 1836 г. в петербурге состоялась премьера оперы «жизнь за царя». после успеха глинка принялся за вторую оперу, на этот раз на пушкинский сюжет. работа шла, правда с перерывами, около шести лет. в 1842 г. состоялась премьера «руслана и людмилы», ставшей первой сказочно-эпической оперой в музыки.
творчество глинки высоко ценилось музыкантами — его современниками. так, ф. лист переложил для фортепиано «марш черномора» из «руслана и людмилы» и часто исполнял его в своих концертах.в 1844—1847 гг. глинка путешествовал по франции и испании. образы испании нашли своё отражение в увертюрах «арагонская охота» (1845 г.) и «ночь в мадриде» (1851 не менее красочно воплотил композитор в симфонической музыке и образ родной страны. находясь
в варшаве, он написал оркестровую фантазию «камаринская» (1848 г.) на тему двух народных песен. об этом сочинении п. и. чайковский сказал, что в нём, «как дуб в жёлуде, заключена вся симфоническая музыка».
в 1856 г. михаил иванович поехал в берлин изучать полифонию старых мастеров, чтобы воскресить в своём творчестве знаменные церковные напевы. реализовать замысел не удалось: 15 февраля 1857 г. глинка скончался.