А. М. Муратова, К. Ж. Артыков МУЗЫКА 5 класс Учебник для общеобразовательных школ Рекомендован Министерством образования и науки Кыргызской Республики Бишкек 2018
2 УДК ББК я721 М 91 Эксперт: Ж. С. Дуйшеналиев, старший научный сотрудник КАО, музыковед М 91 Муратова А. М., Артыков К. Ж. Музыка. 5 кл.: Учебник для общеобразоват. шк. Б.: Билим-компьютер, с., илл. ISBN Учебник разработан на основе предметного стандарта и учебной программы «Музыка», утвержденных Министерством образования и науки Кыргызской Республики. УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ: вопросы пение слушание чтение музыкальная грамота обрати внимание М УДК ББК я721 ISBN Муратова А., Артыков К., 2018 Министерство образования и науки КР, 2018
3 Дорогие друзья! Твоё путешествие в мир музыки в этом году станет очень увлекательным. В путешествии ты приобретёшь знания о богатом музыкальном наследии своего народа, также усвоить воспитательные моменты, знакомясь с творческими личнос тями через их произведения! В I четверти ты узнаешь о возникновении любимых инструментов кыргызского народа: комузе и кыл кыяке, о жанре игры кюу на них, также о творческом пути выдающихся комузистов и кыякчи и рассказах о кюу. Во II четверти ты узнаешь о кыргызских народных инструментах: темир ооз комузе, жыгач ооз комузе, ударных и духовых инструментах, а также познакомишься с творчеством комузистов, сурнайчи, чоорчи. А в III четверти ты познакомишься с вокально-музыкальным творчеством кыргызского народа, развитием народного творчества песенных жанров, получишь новые знания о творчестве акынов-импровизаторов. В IV четверти ты узнаешь об устном творчестве кыргызского народа, тесно связанном с малыми и большими эпосами, дастанами и с творчеством сказителей. Твоё путешествие в мир музыки будет интересным через литературный текст, представленный в учебнике, музыкальное прослушивание и исполнение произведений. Это для тебя откроет большую дорогу в будущее, как говорится: «Мудрость наших предков, как свеча в темноте». Ты будешь черпать глубокие знания из истории музыкальной культуры своего народа. В добрый путь в музыкальный мир своего народа! Авторы 3
4 Правила пения При пении корпус тела и голову держи свободно, сиди прямо. Удерживай дыхание правильно и используй его до конца фразы. Внимательно слушай и четко произноси первый звук в упражнении или песне. Округли гласные звуки при пении: а, и, е, ы, и. В конце слова согласные звуки произноси чётко и полностью. Выразительные средства музыки используй правильно в соответствии с характером музыки. Прислушивайся к пению других и не выделяйся из хора. При пении обрати внимание на указания учителя. 4
5 «Великая сила музыки» «Влияние музыки на человека» Комуз кюусу Комуз кїїсї кылымдардын кайрыгы, Комуз кїїсї кыргызымдын байлыгы. Комуз кїїсї, єзїў менен шаўданат, Касиеттїї Ала-Тоонун айдыўы. Комуз кїїсї келечектин жарчысы, Комуз кїїсї кереметтин тамчысы. Комуз кїїсї, келди сенин учуруў, Коштоп бїгїн эл достугун таўшычы! Комуз кїїсї унутулгус уламыш, Комуз кїїсї улут кїчї урагыс. Комуз кїїсї, сендей ыйык мурасты, Кетилтпестен келечекке сунабыз! Кубатбек Жакыпов 5
6 I Ч Е Т В Е Р Т Ь ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КОМУЗА «КЮУНУН БАШЫ КАМБАРКАН» Три колка, три струны, он не сложен на вид, Но в себе волшебную силу таит. Если струн тех коснуться искусной рукой, То комуз, как весенний ручей, зазвучит. Как мечтал он, как плакал о жизни о той, Что сегодня как светлый, как праздничный той. Сколько трудных дорог он с народом , С тем, который похож не него простотой. Алыкул Осмонов (перевод И. Волобуевой) Комуз кыргызский народный щипковый струнный музыкальный инструмент. Трехструнный кыргызский комуз имеет нескончаемую историю. В кыргызском народе существуют две пересказываемые легенды, которые связаны с охотничьей жизнью. В одной из них повествуется о том, как охотник Камбар смастерил комуз, а в другой как комуз появился от натягивания тетивы лука. Охотник Камбар Жил-был храбрый охотник-кыргыз. Звали его Камбар. Однажды охотник возвращался с охоты домой и неожиданно услышал какие-то мелодичные звуки. Он, изумленно слушая, шел за звуком все дальше. Подошёл ближе и увидел, как натянутая кишка упавшего со скалы горного козла издает звук. Кишка высохла на солнце, и, качаясь на ветру, издавала приятный звук. После этого Камбар из дерева смастерил комуз, натянув струны из кишок. Произведение названо именем охотника «Камбаркан», в честь первого создателя комуза Камбара. Камбаркан считается самым древним кюу. Традиционная игра кюу на комузе делится на четыре части. Камбарканы настолько популярны, что каждый профессиональный комузист обязательно включает в свой репертуар одно или несколько произведений этого жанра. К. Орозов, например, играл четыре камбаркана с разным содержанием «Народный камбаркан» («Эл камбаркан»), «Терме камбаркан», «Колхозный камбаркан» («Колхоз камбаркан»), «Камбаркан обиженного» («Сынган бугу камбаркан»). В репертуаре М. Куренкеева была пьеса «Куренкейдин камбаркан». В исполнении А. Огонбаева 6
ГалинаРайгородская
16.10.2020
Предметы главнаярепетиторыкак мы работаемматериалыконтакты вход для репетиторов логин пароль запомнить меня забыли пароль? забыли логин? регистрация контакты: телефон: +7 (921) 944-77-38 e-mail: [email protected] skype: inforepetitor call-center классическая музыка и современность не секрет,что сегодня классика занимает отнюдь не лидирующее положение: коммерческий шоу-бизнес,джазовая музыка,различные фолк-направления оттянули слушательскую массу из академических залов.сегодняшний слушатель может выбирать,куда ему пойти,в то время как еще каких-нибудь сто лет назад классика занимала все музыкальное пространство,располагая своего рода монополией на слушательский интерес.откуда же взялась столь высокая и довлеющая конкуренция? все сегодняшние течения и направления явяляются отпочковавшимися от все той же классики.что собой представлял джаз в начале 20 века? это,прежде всего,музыка гершвина,которая написана для симфонического оркестра или какого-либо инструмента(рояль),то есть все та же классика,в которой зазвучали новые(блюзовые) интонации.духовые оркестры,ставшие играть джаз,-это часть все того же симфонического оркестра,лишенная двух остальных групп.ритмическое начало,столь развитое в джазовой музыке,представляет собой часть музыкального триумвирата вообще: мелодия,гармония,ритм(в любом порядке).бум импровизации,которой так гордятся джазмены и -вумены,классическая музыка переживала в первой половине 19 века(бетховен-самая крупная фигура этого направления-виртуозный пианист-импровизатор,снискавший на этой ниве хвалебный отзыв моцарта).оставалось только вспомнить об этом 50-60 лет спустя и преподнести импровизацию как новацию,долженствовавшую поразить слух. двадцатый век вносит свою и хорошую,и плохую лепту в дело модернизации классической музыки: количество концепций,инноваций,наконец,попыток просто "хорошо забыть старое" и построить на его основе новое превосходит все мыслимые ожидания: стравинский,шенберг,шестерка,шостакович, то же время развивается коммерция,и музыка,до сих пор покупаемая монаршими и около особами, все более и более становится товаром широкого потребления.особенно явственно эта тенденция нарастает во второй половине 20 века,когда на смену отгремевшим катаклизмам планетарного масштаба приходит относительное умиротворение под чистым небом.развившийся шоу-бизнес,прибытие которого в россию оттормаживается советским строем(при котором государство еще выступает в качестве покупателя произведений классической музыки),оттесняет сложную по своему устройству классику с передовых рубежей.взяв от классической тональной системы некоторый приемы(мелодия плюс сопровождение плюс остинатный ритм,что уже несет в себе признаки гомофонно-гармонического строя),адепты масскультуры начинают активно и успешно "толкать" отработанный мастерами классики стандарт в продажу."загнать",как выражался шостакович,произведения,например,сифонического характера становится все труднее,а то и вовсе невозможно,и классика,таким образом, напарывается на то,за что боролась: бывшее элитным искусство становится доступно широкому кругу потребителей,существенно снижается уровень продукта,заслушиваются до "тошноты",кроме того,что клонируются друг у друга "композиторами",бывшие некогда интересными приемы письма. сегодня автору,имеющему смелость писать для симфонического оркестра,необходимо иметь или достаточное состояние,чтобы исполнить,издать и записать сочинения(т.е.музыка снова становиться забавой для состоятельных людей типа эстергази,оркестром которого руководил гайдн),или достаточную долю самурайского альтруизма,чтобы писать в стол(не так ли жил возвращается на круги рада ))
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Найдите 7 ошибок в построенных аккордах и исправь их
Объяснение:
А. М. Муратова, К. Ж. Артыков МУЗЫКА 5 класс Учебник для общеобразовательных школ Рекомендован Министерством образования и науки Кыргызской Республики Бишкек 2018
2 УДК ББК я721 М 91 Эксперт: Ж. С. Дуйшеналиев, старший научный сотрудник КАО, музыковед М 91 Муратова А. М., Артыков К. Ж. Музыка. 5 кл.: Учебник для общеобразоват. шк. Б.: Билим-компьютер, с., илл. ISBN Учебник разработан на основе предметного стандарта и учебной программы «Музыка», утвержденных Министерством образования и науки Кыргызской Республики. УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ: вопросы пение слушание чтение музыкальная грамота обрати внимание М УДК ББК я721 ISBN Муратова А., Артыков К., 2018 Министерство образования и науки КР, 2018
3 Дорогие друзья! Твоё путешествие в мир музыки в этом году станет очень увлекательным. В путешествии ты приобретёшь знания о богатом музыкальном наследии своего народа, также усвоить воспитательные моменты, знакомясь с творческими личнос тями через их произведения! В I четверти ты узнаешь о возникновении любимых инструментов кыргызского народа: комузе и кыл кыяке, о жанре игры кюу на них, также о творческом пути выдающихся комузистов и кыякчи и рассказах о кюу. Во II четверти ты узнаешь о кыргызских народных инструментах: темир ооз комузе, жыгач ооз комузе, ударных и духовых инструментах, а также познакомишься с творчеством комузистов, сурнайчи, чоорчи. А в III четверти ты познакомишься с вокально-музыкальным творчеством кыргызского народа, развитием народного творчества песенных жанров, получишь новые знания о творчестве акынов-импровизаторов. В IV четверти ты узнаешь об устном творчестве кыргызского народа, тесно связанном с малыми и большими эпосами, дастанами и с творчеством сказителей. Твоё путешествие в мир музыки будет интересным через литературный текст, представленный в учебнике, музыкальное прослушивание и исполнение произведений. Это для тебя откроет большую дорогу в будущее, как говорится: «Мудрость наших предков, как свеча в темноте». Ты будешь черпать глубокие знания из истории музыкальной культуры своего народа. В добрый путь в музыкальный мир своего народа! Авторы 3
4 Правила пения При пении корпус тела и голову держи свободно, сиди прямо. Удерживай дыхание правильно и используй его до конца фразы. Внимательно слушай и четко произноси первый звук в упражнении или песне. Округли гласные звуки при пении: а, и, е, ы, и. В конце слова согласные звуки произноси чётко и полностью. Выразительные средства музыки используй правильно в соответствии с характером музыки. Прислушивайся к пению других и не выделяйся из хора. При пении обрати внимание на указания учителя. 4
5 «Великая сила музыки» «Влияние музыки на человека» Комуз кюусу Комуз кїїсї кылымдардын кайрыгы, Комуз кїїсї кыргызымдын байлыгы. Комуз кїїсї, єзїў менен шаўданат, Касиеттїї Ала-Тоонун айдыўы. Комуз кїїсї келечектин жарчысы, Комуз кїїсї кереметтин тамчысы. Комуз кїїсї, келди сенин учуруў, Коштоп бїгїн эл достугун таўшычы! Комуз кїїсї унутулгус уламыш, Комуз кїїсї улут кїчї урагыс. Комуз кїїсї, сендей ыйык мурасты, Кетилтпестен келечекке сунабыз! Кубатбек Жакыпов 5
6 I Ч Е Т В Е Р Т Ь ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КОМУЗА «КЮУНУН БАШЫ КАМБАРКАН» Три колка, три струны, он не сложен на вид, Но в себе волшебную силу таит. Если струн тех коснуться искусной рукой, То комуз, как весенний ручей, зазвучит. Как мечтал он, как плакал о жизни о той, Что сегодня как светлый, как праздничный той. Сколько трудных дорог он с народом , С тем, который похож не него простотой. Алыкул Осмонов (перевод И. Волобуевой) Комуз кыргызский народный щипковый струнный музыкальный инструмент. Трехструнный кыргызский комуз имеет нескончаемую историю. В кыргызском народе существуют две пересказываемые легенды, которые связаны с охотничьей жизнью. В одной из них повествуется о том, как охотник Камбар смастерил комуз, а в другой как комуз появился от натягивания тетивы лука. Охотник Камбар Жил-был храбрый охотник-кыргыз. Звали его Камбар. Однажды охотник возвращался с охоты домой и неожиданно услышал какие-то мелодичные звуки. Он, изумленно слушая, шел за звуком все дальше. Подошёл ближе и увидел, как натянутая кишка упавшего со скалы горного козла издает звук. Кишка высохла на солнце, и, качаясь на ветру, издавала приятный звук. После этого Камбар из дерева смастерил комуз, натянув струны из кишок. Произведение названо именем охотника «Камбаркан», в честь первого создателя комуза Камбара. Камбаркан считается самым древним кюу. Традиционная игра кюу на комузе делится на четыре части. Камбарканы настолько популярны, что каждый профессиональный комузист обязательно включает в свой репертуар одно или несколько произведений этого жанра. К. Орозов, например, играл четыре камбаркана с разным содержанием «Народный камбаркан» («Эл камбаркан»), «Терме камбаркан», «Колхозный камбаркан» («Колхоз камбаркан»), «Камбаркан обиженного» («Сынган бугу камбаркан»). В репертуаре М. Куренкеева была пьеса «Куренкейдин камбаркан». В исполнении А. Огонбаева 6