сделать человека человеком
люди, как и животные, в жизни руководствуются прежде всего биологическими потребностями и инстинктами. однако человеческое сообщество выработало и другие механизмы поведения, которые заключаются в способности руководствоваться «высшими соображениями», что и делает нас собственно людьми. «не будь свиньей! » — укоряем мы того, кто ведет себя непорядочно. говорим: «будь человеком! » — когда призываем кого-то к нравственному поведению.
регуляция поведения
люди во многом осознанно строят свои отношения друг с другом и изменяют их в соответствии со своими представлениями о том, каковы эти отношения должны быть. предполагается, что люди должны жить по-человечески, а значит, соблюдать некоторые правила поведения. но поскольку так бывает не всегда, моральные правила предписывают должное положение вещей, предъявляют требования к поступкам, душевным качествам и даже мыслям личности.
познание добра и зла
чтобы направить свою жизнь по пути совершенствования, надо научиться различать добро и зло (нравственное и безнравственное), выработать в себе их критерии. критерии добра и зла впитываются нами, что называется, «с молоком матери», т. е. это не просто информация, а практическое знание, важное для жизни. обычно мы знаем добро и зло в той степени, в какой они стали нашим убеждением и осуществляются нами на практике. со сказками и играми, в общении с другими людьми мы учимся отличать хорошее от плохого, а также хорошее от прагматически полезного, от общепринятого. «крошке-сыну» на житейских примерах объясняют, «что такое хорошо и что такое плохо». со временем ребенок понимает, что добро заключается не только в том, чтобы мыть уши и хорошо учиться, что оно не сводится только к исполнению самых правильных рекомендаций
воспитание человечности
к одному мудрецу пришла женщина с годовалым ребенком, чтобы посоветоваться, когда начать его воспитание. «ты опоздала на целый год»,— ответил мудрец. чтобы из человеческого существа получился настоящий человек, нужны усилия и окружающих, и его самого. воспитание воздействует на нас, чтобы мы преодолели свой животный эгоизм ради занятий, доступных только воспитанному существу: творчества, саморазвития, духовного поиска. для этого общество выдвигает совокупность требований, выполнять которые нас учат с детских лет.
нонконформная реакция, как и конформная, обусловлена и определена групповым давлением, является зависимой от него, хотя и осуществляется в логике «нет». поведенческий негативизм нередко связан с тем, что конкретный индивид оказывается на стадии вхождения в группу, когда первостепенной личностной для него выступает «быть и, главное, казаться не таким, как все». в значительно большей степени реакциям и конформизма, и нонконформизма противоположен феномен самоопределения личности в группе.отмечается также, что и конформное, и нонконформное поведение чаще встречаются в группах низкого уровня социально-психологического развития, и, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Чтосвязываетсоциальныеигуманитарныенаучныедисциплины?