после того, как в европе на смену язычеству пришло христианство, занятия спортом пришли в упадок. церковная доктрина считала для развития тела развращающими душу и отдаляющими человека от бога. в 1-м послании к коринфянам — каноническом христианском тексте — говорится:
нельзя без срама смотреть на все, что происходит на стадионе: на кулачный бой, на попирание ногами, на пощечины и другие буйства, обезображивающие лицо человека, созданного по образу божию. благоговея к религии, ты не станешь одобрять безумного бега, бешеных движений, метание уважая стыдливость, ты не будешь выставлять напоказ телесных сил, служащих единственно тщеславию тех, кто их употребляет, и к унижению тех, против кого онипосле превращения христианства в государственную религию римской империи античная культура пришла в упадок и уже в 394 году, при императоре феодосии, последовал отказ от олимпийских игр и олимпийского летосчисления. в дальнейшем спортивные состязания проводились от случая к случаю, только по специальным разрешениям и главным образом в восточной части империи (в последний раз в 520 году). после масштабных народных волнений 529 года император юстиниан закрыл почти все организации и учреждения культуры, включая знаменитый афинский гимнасий. развитие спорта в западном мире остановилось на века, возобновившись лишь в эпоху возрождения[16].
в этот же период глохнет культура и на другом конце евразии — в китае, где под влиянием конфуцианства упал интерес к развитию человека. эта эпоха стала периодом дробления китайской лечебной гимнастики на множество сильно отличающихся направлений[11]. урокивосстания жёлтых повязок побудили цзиньские власти в китае запретить ношение оружия, что к появлению в народе новых форм борьбы без оружия, а также развитию фехтования на палках. в vi веке зарождается школа боевых искусств шаолиня, затем аналогичные школы возникают и в других местах в китае при поддержке буддийских монахов, а ещё позднее, уже в середине второго тысячелетия новой эры, похожий запрет на ношение оружия простонародьем привёл к появлению боевых искусств японии, отличных от тех, которые развивались на континенте. в эпоху монгольского господства (династия юань) распространение в китае получили и другие виды спорта, связанные с военной подготовкой — верховая езда, стрельба из лука, различные виды борьбы. японские самураи, которые даже с оружием начали проигрывать бои невооружённым крестьянам, в свою очередь разработали систему борьбы без оружия, получившей название «дзю-дзюцу» (на западе — «джиу-джитсу»)[17].
несмотря на официальное отрицательное отношение христианской церкви к культуре властям приходилось не только поощрять подготовку рыцарства, бывшего основной военной силой в западной европе, но и закрывать глаза на народные игры и соревнования — в частности, в германских землях и в ирландии, где традиция игр сохранилась до второй половины xii века. ещё более терпимым было отношение к популярным у народа развлечениям в регионах, где господствовало православие. с ослаблением феодального гнёта в западной европе в период высокого средневековья и позже в эпоху возрождения сформировалась схожая для разных стран простонародная культура, включавшая бег, прыжки, метание тяжестей и борьбу. уже в xiii веке появляются беговые дорожки и начинается организованное производство коньков, а в xiv веке встречаются описания разнообразных игр с мячом — тенниса, файвза , бендибола , футбола (в и в италии, где игра носила название « кальчо »), боулинга, хёрлинга [18]. в городах, где существовала цеховая культура, проводились соревнования между цехами в дисциплинах, связанных с основной профессией участников — в гребле, прыжках в воду, плавании у солеваров, в фехтовании у оружейников и т . д.[15] с началом эпохи возрождения в западной и центральной европе возвращается интерес к гармоничному развитию человеческого тела. на смену рыцарству в качестве основы регулярных армий приходит пехота, а среди народных соревнований видное место занимают турниры по стрельбе (как из лука и , так и из огнестрельного оружия) и фехтованию. в xvi веке в италии выходят трактаты с подробным описанием правил отдельных игр (в том числе кальчо ) и методики тренировок. во франции в том же веке переживает бум жё -де-пом — предшественник тенниса. современник-, посетивший францию в конце века, писал, что число площадок для игры в мяч превышало там число церквей. в нидерландах столь же популярной забавой стали коньки[19].
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как вы считаете, какой подход в развитии изучения общества наиболее приемлемформационный и цивилизованыйдокажите основываясь на теорию.