продуктивное общение
разговор — это тот процесс, который конкретизирует наши отношения. допустим, вы правильно выбрали позу, уловили настроение собеседника, так сказать, заложили благоприятный для начала разговора. теперь главной является правильное построение самой беседы.
у каждого разговора, особенно делового, есть непосредственная, конкретная цель, а также цели, ей сопутствующие. это получение информации общего характера о собеседнике, предоставление сведений о себе и создание впечатления. то есть разговор – это сложный двухсторонний процесс. не получится продуктивного диалога, если сам процесс представляет сложность или доставляет неприятные ощущения обеим сторонам. охотнее слушают людей, которые умеют четко, ясно, логично и в меру образно выражать свою мысль. скудость словарного запаса оставляет плохое впечатление, так же, как и слова, которые приходится «вытягивать» из собеседника. однако неорганизованная и слишком быстрая речь, перескакивания с темы на тему также не будут услышаны должным образом. кроме того, быстрая речь иногда заставляет собеседника усомниться в искренности и честности ваших намерений. медленная речь, а особенно речь с повторениями, заиканием и запинанием, вообще трудно воспринимается и действует как зубная боль. тон разговора и тембр голоса также следует контролировать. резкие звуки, повелительные или, наоборот, подобострастные нотки неприятны.
при организации общения необходимо правильно определиться с выбором его стратегии. к основным стратегиям и тактикам продуктивного общения относятся: - стратегия открытого общения предполагает желание и умение выразить полно и доходчиво свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - готовность учитывать позицию собеседника.- стратегия закрытого общения - нежелание, неумение выразить полно и доходчиво свою точку зрения. в отдельных случаях она приемлема и даже необходима при различном уровне субъектов общения и когда бессмысленно тратить время на поднятие уровня компетентности одного из собеседников; или в конфликтных ситуациях.- полузакрытое общение - одностороннее выспрашивание, попытка выяснить позицию собеседника не раскрывая собственной.- стратегия монологического общения - излагается собственная позиция и не планируется выяснения позиции других участников.- диалогическое общение - на равных в общении участвуют все собеседники.- ролевое общение - предполагает общение исходя из выполняемых социальных ролей (отец, мать, брат, сестра, ребенок, муж, жена).- личностное общение - общение «по душам».
если общение с другими людьми проходит гладко, то мы не задумываемся об обоюдных мотивах общения. если же возникают препятствия и конфликты, мы невольно начинаем задумываться о мотивах другого, проверяем предположения о них и корректируем собственные ожидания и поведение. чем сложнее деятельность, тем труднее осознавание и точная постановка ее цели. в общении цели чаще всего выражены недостаточно отчетливо. точно так же мы имеем недостаточно ясные представления о целях общения другого человека, особенно если он и сам их плохо осознает. поэтому одним из главных факторов, дезорганизующих общение, является неопределенность его целей.
общение зависит от того, в какой степени нам удалось вызвать в партнере желательные переживания, стремления и виды поведения. на улыбку, как правило, отвечают улыбкой, на - , на вопрос - ответом. поэтому искусство общения состоит как раз в том, чтобы непринужденно вызывать в другом действия, поддерживающие общение.
техника вовлечения другого в общение будет различной в зависимости от того, какая потребность актуализируется в данной ситуации, какие образы возникают в сознании партнера по общению.
каждая потребность имеет свою специфическую технику удовлетворения, которая вырабатывается большей частью бессознательно в повседневном общении и может быть адекватной или неадекватной, эффективной или неэффективной. она способствует удовлетворению потребностей, вызвавших необходимость общения.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Что является лишним в каждом ряду? объясните почему вы так решили. 1) о.конт, э.дюркгейм, м.вебер, в.парето, к.маркс, тоффлер 2) суд, сми, социальный класс, армия, государство, правительство, парламент.