Песенный цикл — цикл романсов или песен, объединенных общей идеей, а также музыкальным тематизмом. Понятие «вокальный цикл» аналогично поэтическому циклу в литературе.
Первым вокальным циклом в истории музыки часто называют произведение «К далёкой возлюбленной» Людвига ван Бетховена (1816). Вместе с тем существует и такая точка зрения, что это «не был ещё песенный цикл в современном понимании термина — в нём отсутствовало расчленение на отдельные звенья, имелась тематическая реприза» и фактически начало этому жанру положил Франц Шуберт своими вокальными циклами «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»[1].
В первой половине XIX века жанр был освоен и другим композитором-романтиком — Робертом Шуманом («Любовь и жизнь женщины»). Вслед за Шубертом и Шуманом вокальные циклы сочинили другие композиторы, в частности Михаил Глинка («Прощание с Петербургом»).
До середины XIX века все вокальные циклы писались для голоса в сопровождении фортепиано. Первый вокальный цикл с оркестровым сопровождением — «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» Рихарда Вагнера (существует и версия с фортепианным сопровождением). Вокальные циклы для голоса и оркестра на рубеже XIX и XX веков писал Густав Малер («Песни странствующего подмастерья», «Волшебный рог мальчика» и другие)
в отечественную войну она командовала полуэскадроном. участвовала в сражениях под смоленском, колоцким монастырем, при бородине защищала семёновские флеши, где была контужена ядром в ногу, и уехала для лечения домой. позднее была произведена в чин поручика, служила ординарцем у кутузова[6], который знал, кто она. в мае 1813 года она снова появилась в действующей армии и приняла участие в войне за освобождение германии, отличившись при блокаде крепости модлина и взятии города гамбурга.
в 1816 году, уступив просьбам отца, она вышла в отставку в чине штабс-ротмистра и пенсионом жила то в сарапуле, то в елабуге. ходила она постоянно в мужском костюме, все письма подписывала фамилией александров, сердилась, когда обращались к ней, как к женщине, и вообще отличалась, с точки зрения своего времени, большими странностями. елена сенявская не исключает, что подобное поведение могло объясняться транссексуальностью. по мнению сенявской сама дурова также косвенно подтверждала такие предположения в своей книге «записки кавалерист-девицы»[7].
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Согласны ли вы с заключительным утверждением в этом тексте? свое отношение к нему аргументируйте