базовая культура личности школьника включает философско-мировоззренческую подготовленность, нравственную, эстетическую и культуру личности, гражданственность и патриотизм, трудовые умения и навыки. каждый из перечисленных компонентов базовой культуры личности в свою очередь представляет собой сложную систему знаний и опыта. так, в структуре нравственной культуры личности можно выделить экологическую культуру, культуру межличностных отношений, правовую культуру и др.
содержание образования – это то, чему учат в образовательных учреждениях. содержание образования менялось и продолжает меняться в зависимости от, социокультурных условий, уровня развития системы образования, степени его контроля государством и т. д. на содержание образования влияют две основные группы факторов:
цель образования, выражающая интересы общества (формирование нужной и полезной обществу личности); особенности развития личности: возрастные, индивидуальные, обусловленные средой.в современной педагогической науке и практике содержание образованияопределяется как педагогически адаптированная (т. е. приспособленная для передачи учащимся, учитывающая особенности их возрастного развития) система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которой должно обеспечить формирование всесторонне развитой личности, готовой к сохранению и развитию материальной и духовной культуры общества (и. я. лернер, м. н. скаткин).
источником содержания образования является опыт человечества, закреплённый с материальной и духовной культуре. однако накопленный людьми опыт столь огромен, что невозможно передать его новому поколению в полном объёме. это диктует необходимость рационального отбора содержания образования.
государственный образовательный стандарт – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности и системы образования по достижению этого идеала (в. с. леднёв).
основные причины стандартизации содержания образования в стране заключаются в том, что:
необходимо обеспечить единый уровень образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений россии (имеется в виду минимально допустимый уровень); необходимо учесть тенденции развития образования в мире (в масштабах целой страны рациональней это делать централизованно, пользуясь новейшими научными данными).в государственном стандарте общего среднего образования выделяется три компонента содержания образования:
федеральный – единый для всех школ россии; национально-региональный – единый для всех школ отдельного региона (области, края, республики, национального округа и т. д.) и отражающий его специфику; школьный – отражающий специфику конкретной школы.в образовательном стандарте определяется:
содержание образования для каждой ступени (начального, основного, среднего); требования к минимально необходимой подготовленности учащихся в рамках указанного содержания образования; максимально допустимый объём учебной нагрузки на школьников.государственный образовательный стандарт выполняет ряд важных функций, среди которых выделяются:
функция социального регулирования – обеспечение эквивалентности образования во всех образовательных учреждениях одного уровня (например, минимальный уровень образования для выпускника основной школы одинаков, независимо от того, учился он в селе или городе, в обычной школе или в гимназии); функция гуманизации образования связана с утверждением с стандартов его личностно-развивающей сущности: образовательный стандарт регламентирует только минимальный образовательный уровень, то образование, которое выше этого уровня, может дифференцироваться в зависимости от особенностей, потребностей, способностей личности учащихся; функция заключается в том, что стандартизация содержания образования позволяет упорядочить образовательные системы, использовать единые критерии качества образования, унифицировать оценки и т. д..; функция повышения качества образования осуществляется в масштабе целой страны возможности устанавливать нижнюю границу уровня образования и постоянной модернизации образовательного стандарта с целью повышения минимального образовательного уровня.нормативные документы, регламентирующие содержание образования – это 1)учебные планы; 2) учебные программы; 3) учебная .
учебный план обычно имеет форму таблицы, в которой для каждого учебного предмета указано количество уроков в неделю для каждого года обучения. существует три основных вида учебных планов:
базисный учебный план школы (буп) – основной нормативный документ, утверждённый государственной думой (для основных школ) и министерством образования (для средних школ); типовые учебные планы – варианты бупа, утверждённые министерством образования или региональным образования (для национально-регионального компонента) и рекомендуемые в качестве основы планирования для школ;Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вчем отличие величины спроса от величины потребности?