1) цивилизация - - основная типологическая единица человеческой . основе типологии лежит практическое и духовное отношение человека к самому себе, к своему развитию, т.е. уровень рефлексии, что выражается прежде всего в способности к самоизменению. можно выделить две основные ц. традиционную и либеральную. кроме того, существует промежуточная ц.
2) цивилизация - (от лат. civilis - гражданский) межэтнич. культурно-. общность людей, основания и критерии для выделения к-рой, как правило , разнятся в зависимости от контекста и целей применения этого термина . понятие ц. появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного об-ва от варварского окружения. позднее, в эпоху просвещения и в 19 в., термин ц. также использовался как характеристика высшей стадии социокультурного развития ("дикость- варварство -ц"). в 20 в. в трудах шпенглера, а затем тойнби сформировалось иное значение этого термина как локальной моно-или полиэтнич. общности с выраженной социокультурной спецификой, т.е. концепция ". ц." (древнеегип., вавилон., греч., рим., кит., инд., визант., мусульманской, ср.-век. зап.-европ. и т. были разработаны разл. теории и концепции . процесса на основе идей саморазвития и саморазрушения автономных и самодостаточных локальных ц., противопоставляемые теориям . эволюции всего человечества. именно в подобном значении термин ц., как правило, используется в совр. научной лит-ре. вместе с тем, несмотря на наличие опр. эмпир. оснований для выделения локальных ц., в науке до сих пор не разработаны единые методол. принципы и критерии для классификации той или иной . общности в качестве автономной ц., что представляется наиболее очевидной слабостью всех теорий ц. в последние годы получает распространение определение ц. как локальной межэтнич. общности, формирующейся на основе единства . судьбы народов, проживающих в одном регионе, длительного и тесного культурного взаимодействия и культурного обмена между ними, в рез-те чего складывается высокий уровень сходства в институциональных формах и механизмах их социальной организации и регуляции (правовых и полит. системах , специализир. компонентах и формах хоз. уклада, религиозно-конфессиональных ин-тах, в философии, науке, системах образования, стилистике лит. и худож. творчества и т. при сохранении большого или меньшего разнообразия в чертах этногр. культур народов, составляющих ту или иную ц. чаще всего такого рода ц. складываются на основании длит. вхождения разных народов в состав единого многонац. гос-ва, что задает всем им однотипную традицию ин-тов социал. регуляции (например, ц. "рим. мира", кит. ц., рос. ц.) или на основании религ. единства, формирующего такого же рода единообразие системы ценностей и механизмов регуляции социальной практики (мусульманская ц., ср.-век. вост. и зап.-христ. ц.) и т.п. так или иначе, но во всех перечисленных случаях элементы культурного единообразия складывались не стихийно, а под воздействием именно институциональных средств социальной организации и регуляции, детерминировавших уже и специфику ценностных ориентаций, и принципы социальной консолидации, и пр. использование категории ц. представляется наиболее операциональным при проведении компаративных и кросскультурных исследований разл. региональных . сообществ как культурно-. типов. лит.: маркарян э.с. о концепции локальных цивилизаций. ер., 1962; данилевский н.я. россия и европа. м., 1991; тойнби а. постижение . м., 1991; европейской цивилизации в науке: античное наследие. м., 1991; новикова л.и. цивилизация как идея и как объяснительный принцип . процесса // цивилизации. вып. 1. м., 1992; шпенглер о. закат европы . т. 1. м., 1993; ерасов б.с. о статусе культурно-цивилизационных исследований // цивилизации и культуры. вып. 1. м., 1994. а.я. флиер
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сравнить кастовую и классовую структуры