1 .2. причины конфликтов
в мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов. анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. есть подходы, сосредотачивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.
исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируются на ответственности элит, борющихся с мобилизации вокруг выдвигаемых ими идей за власть, ресурсы. в более модернизированных обществах членами элиты становились интеллектуалы с профессиональной подготовкой, в традиционных имела значение родовитость, принадлежность к улусу, etc. очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды. в ситуациях напряженности представления о чертах народов, препятствующих общению – «мессианстве» , «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».
большим влиянием на западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» с.хантингтона. она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. в исламской, конфуцианской, буддистской и православных культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации – либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства, etc.
известна также теория этнической границы, понимаемой как субъективно-осознаваемая и переживаемая дистанция в контексте межэтнических отношений. (п.п. кушнер, м.м. бахтин). этническая граница определяется маркерами – культурными характеристиками, имеющими первостепенное значение для данной этнической группы. их значение и набор могут меняться. этносоциологические исследования 80х-90х гг. показали, что маркерами могут быть не только ценности, сформированные на культурной основе но и политические представления, концентрирующие на себе этническую солидарность. следовательно, этнокультурный разграничитель (такой, как язык титульной национальности, знание или незнание которого влияет на мобильность и даже карьеру людей) заменяется доступом к власти. отсюда может начаться борьба за большинство в представительных органах власти и все вытекающие из этого дальнейшие обострения ситуации.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Согласны ли вы с высказыванием: < как человек относится к себе, так и к нему относятся и окружающие? > примеры, или опровергающие это рассуждение.
если ты сам к себе относишся без должного уважения и приносиш все свои интересы в жертву конечно будут теюе когда встанет снова выбор -они не сделают его в твою пользу -потому что знают , что ты им все равно уступил бы
идет верблюд, грязный, лохматый, вонючий. ему говорят: - как не стыдно! что за внешность! себя в порядок! - в ответ: - а мне плевать на свою внешность! - тебе плевать? ! но ведь и другому хочется плюнуть.