По образному выражению а. н. леонтьева, личность «рож-дается» дважды.первое ее рождение относится к дошкольному воз-расту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. иным словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.а. н. леонтьев иллюстрирует это событие примером, который широко известен под названием «эффекта горь-кой конфеты».ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое : достать удаленную вещь, не вставая со стула. экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помеще-ния. после безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в на-граду конфету. ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. конфета оказывается для него «горькой».о чем говорит этот факт? анализ событий показывает, что ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мо-тивов. один его мотив -- взять интересующую вещь (не-посредственное побуждение); другой -- выполнить усло-вие взрослого («социальный» мотив). в отсутствие взрос-лого верх взяло непосредственное побуждение. однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. отказ и слезы ребенка -- свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.тот факт, что именно в присутствии взрослого пере-живания ребенка начинают определяться социальным мо-тивом, знаменателен. он служит ярким подтверждением общего положения о том, что «узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. вполне возможно сказать, что здесь наблюдается ранняя стадия «завязывания» таких узлов.второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и спо-собности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше. обязательность этой способности зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответствен-ность за совершаемые действия. эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия.
bruise6
08.06.2023
Как отмечалось выше, основные, права вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, , культурную. в соответствии с этим они структурируются по категориям и наименованиям. однако эти права различаются не только по сферам жизнедеятельности, но и по времени возникновения. отсюда — появление понятия "поколения прав человека". первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. речь идет о личных (гражданских) и политических правах — праве на свободу мысли, совести и религии, праве каждого гражданина на ведение государственных дел, праве на равенство перед законом, праве на жизнь, свободу и безопасность личности, праве на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, праве на гласное и с соблюдением всех требовании справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. эти права выражали так называемую "негативную" свободу: они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни. второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего уровня, повышение культурного статуса (так называемые "позитивные права"), для реализации которых требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства по обеспечению указанных прав. в конце xix — начале xx в. новый либерализм, оценив неблагоприятную ситуацию, связанную с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинул идею социального реформирования общества, которое призвано было смягчить противостояние богатых и бедных. так были положены начала второго поколения прав человека. широкий набор таких прав был закреплен в конституции 1936 г., хотя некоторые из них (например, право на образование) в качестве программы были заявлены еще в конституции рсфср 1918 г. параллельно с социальными преобразованиями в советском союзе шла реформация отношений, поскольку реальная жизнь с неизбежностью выдвигала проблемы формирования системы социальной защиты человека, приобретавшей большое значение в xx в. в связи с ростом притязаний трудящихся на улучшение условий существования, возрастанием национальных богатств развитых капиталистических стран. и хотя социальная защищенность гражданина в оказалась минимальной, тем не менее, она существовала и оказывала воздействие на мировое общественное сознание, на формирование прав второго поколения. немаловажное значение имела и боязнь социальных взрывов и потрясений в буржуазных государствах, которые могли спонтанно возникнуть как под воздействием внутренних кризисных состояний общества, так и на основе опыта советского союза1, а также массированной пропагандистской кампании, которая в течение многих лет велась коммунистическими партиями, ссылавшимися на "великие социальные завоевания" трудящихся советского союза. нормативное выражение социальных, , культурных прав — права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование, права участие в культурной жизни общества и др. — во всеобщей декларации прав человека и особенно в международном пакте об , социальных и культурных правах явились огромным шагом вперед в развитии прав человека, в расширении каталога этих прав, их обогащении. права первого поколения по своей природе отличаются от прав второго поколения. это связано с позицией по отношению к ним государства. права первого поколения в буржуазной, политической и правовой мысли квалифицировались как негативные, т. е. право на защиту от какого-либо вмешательства, в том числе и государственного, в осуществление гражданских прав (прав члена гражданского общества) и политических прав (прав участника осуществления политической власти). речь шла прежде всего о защите индивидуальной свободы, ограничение которой неизбежно обедняет сферу 35 1 права человека накануне xxi века. м., 1994. с. 201. общественной жизни и культуры. образно эта идея была выражена н.м. коркуновым: "для того, чтобы вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное". иная природа у социальных прав. для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность, которая позволила бы гарантировать провозглашенные права. ряд современных буржуазных государств не присоединились к
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Почему у королевы елизаветы первой было много париков?