иван кожедуб родился в селе ображиевка глуховского уезда черниговской губернии (ныне шосткинского района сумской области украины) в семье крестьянина — церковного старосты[2]. принадлежал ко второму поколению[уточнить] советских пилотов-истребителей, принявших участие в великой отечественной войне.
в 1934 году кожедуб окончил школу и поступил в -технологический техникум в городе шостка.
первые шаги в авиации сделал, занимаясь в шосткинском аэроклубе. в начале 1940 года — поступил на службу в ряды красной армии и осенью того же года окончил чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора
после начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в казахстан, город чимкент. 23 февраля 1942 года кожедубу было присвоено звание старшего сержанта. в ноябре 1942 года кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии (со 2.7.1944 14-я гвардейская истребительная авиационная дивизия), формирующийся в иваново. в марте 1943 года в составе дивизии вылетел на воронежский фронт.
первый воздушный бой закончился для кожедуба неудачей и едва не стал последним — его ла-5 был повреждён пушечной очередью мессершмитта-109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попало 2 зенитных снаряда. несмотря на то что кожедубу удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и лётчику пришлось летать на «остатках» — имеющихся в эскадрилье свободных самолётах. вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. в начале лета 1943 года кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, затем он был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. вскоре после этого, 6 июля 1943 года на курской дуге, во время сорокового боевого вылета, кожедуб сбил свой первый самолёт-бомбардировщик юнкерс ю-87. уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя bf-109. первое звание героя советского союза кожедубу (уже старшему лейтенанту) было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника
с мая 1944 года иван кожедуб воевал на ла-5фн (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода сталинградской области в. в.
в. конева. в августе 1944 года, получив звание капитана, он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе ла-7. второй медали «золотая звезда» кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.
к концу войны иван кожедуб, к тому времени — гвардии майор, летал на ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков ju-87, по 2 бомбардировщика ju-88 и he-111, 16 истребителей bf-109 и 21 fw-190, 3 штурмовика hs-129 и 1 реактивный истребитель me-262[3].
иван кожедубпоследний бой в великую отечественную, в котором он сбил 2 fw-190, кожедуб провёл 17 апреля 1945 года в небе над берлином. третью медаль «золотая звезда» кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Что такое короткие вспышки-линии в ночном небе?