Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. Уже занесены в золотую книгу наиболее значительные успехи ее предшествующего развития. И самым важным из них, определившим все остальные достижения цивилизации, явилось то, что она дала мощный импульс к развертыванию промышленной, научной и технической революции. Достигнув сейчас угрожающих размеров, они уподобились гигантским тиграм, которых не так-то просто обуздать. И тем не менее вплоть до недавнего времени общество умудрялось приручать их и, успешно подчиняя своей воле, понукало мчаться вперед и вперед. Время от времени на пути этой бешеной гонки вырастали трудности и преграды. Но они либо с поразительной легкостью преодолевались, либо оказывались стимулами для новых мощных скачков вперед, побуждали к развитию более совершенных движущих сил, новых средств роста. У современной цивилизации нашлись возможности для решения многих, казалось бы, неразрешимых социально-политических проблем. Так появилась новая общественная формация — социализм, — широко использующая достижения научно-технического прогресса.
Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться хотя бы по причинам психологического и социального характера. В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля как бы ни была она щедра — все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас в мире наметился новый, более глубокий раскол — между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации и в соответствии с установленными ею принципами.
Маловероятно, чтобы она оказалась выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный общественный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирить ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной доселе силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы раньше и не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора наконец понять, что только от нас зависит теперь, сможем ли мы преодолеть это критическое несоответствие, так как впервые в истории от этого зависит судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. Именно наш выбор предопределит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие человечества, сможет ли оно избежать самоуничтожения и создать условия для удовлетворения своих и желаний.
Далек ли от нас критический порог? Думаю, что он уже совсем близок, и мы стремительно мчимся прямо к нему.
Что же мы можем предпринять в этот последний час? Прежде всего пора наконец понять всем — как тем, кто принимает ответственные решения, так и рядовым людям — что нельзя без конца уповать на всякого рода общественные механизмы, на обновление и усовершенствование социальной организации общества, когда на карту поставлена судьба человека как вида. При всей той важной роли, какую играют в жизни современного общества вопросы его социальной организации, его институты, законодательства и договоры, при всей мощи созданной человеком техники не они в конечном счете определяют судьбу человечества. И нет и не будет ему пока оно само не изменит своих привычек, нравов и поведения. Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался не в культурном отношении идти в ногу и полностью при к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого.
Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей. И если мы хотим сейчас обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному будущему, то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке. Задачи эти при всей своей кажущейся на первый взгляд несовместимости вполне реальны и разрешимы сегодня при условии, что мы наконец осознаем, что именно поставлено на карту...
личность - это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми. можно выделить следующие признаки личности:
личность - это человеческий индивид, который осознает совокупность своих социальных черт;
личность участвует в жизни общества в качестве субъекта социальной и культурной жизни;
личность - носитель индивидуальных особенностей, которые проявляются в процессе социальных отношений, общения и труда;
личность понимает свою социальную значимость, собственные свойства и
качества, реализуемые в общественной жизни.
психология утверждает, что личность - это каждый человек с присущими ему особенностями характера, интеллекта и эмоциональной сферы.
психологические свойства личности: характер, темперамент, способности, особенности протекания
психических процессов.
личные качества - совокупность внутренних черт и особенностей человека, которые реагируют на внешние воздействия.
внешние факторы, влияющие на развитие личности:
воспитание (строгое или либеральное);
принадлежность человека к
определенной культуре (западной или восточной);
его пребывание и активность в социальной среде (жизнь в мегаполисе или в тайге);
влияние системы связей и отношений групп, в которые человек был включен в ходе своего развития.
деятельность личности предполагает наличие свободы и
ответственности. личные качества проявляются в ходе социальных отношений и предполагают ту или иную степень свободы человека в своих действиях и поведении. рамки свободы определяются юридическими, религиозными и моральными правами и обязанностями и персональной ответственностью за свои проступки.
таким образом, личность можно характеризовать: как часть общества; как представителя культуры, социальной общности или группы; как индивидуальность.
важнейшим этапом в становлении личности считается пубертатный период (подростковый возраст). в это время человек начинает играть
значимую для общества роль.
подростковый период характеризуется:
выбором личностью своих жизненных позиций, целей и средств самореализации;
включением личности в систему моральных и культурных традиций общества;
определением своей будущей профессиональной
деятельности, интегрированием в жизнь общества;
в этот период человек начинает принимать жизненно важные и определяющие будущее решения, а также нести полную моральную и юридическую ответственность за свои поступки.
усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого он формируется
как личность связано с понятием социализация.
социализация - это процесс вхождения индивида в общество. она включает в себя:
обучение и воспитание индивида;
взаимодействие с другими людьми;
освоение культурных ценностей и норм общества;
приобретение
определенных прав, обязанностей, взглядов, привычек;
освоение видов совместной деятельности;
нахождение своего места в обществе.
необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не по наследству, они усваиваются и вырабатываются. социализация требует деятельного
участия самого индивида.
процесс социализации проходит определенные стадии, которые называют также жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость.
с периодом детства и юности связана первичная (ранняя или начальная) социализация. она связана с приобретением
общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. отдельным этапом ранней социализации является подростковый возраст. особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему
правила и рамки поведения.
с фазой зрелости связана вторичная (продолженная) социализация. ее сущностью является овладение специальными знаниями и навыками, т.е. приобретение профессии. на этом этапе расширяются социальные контакты индивида, диапазон его социальных
ролей.
третий этап социализации условно связан с наступлением пенсионного возраста или утери трудоспособности. он характеризуется изменением образа жизни в связи с исключением из трудового процесса.
одним из результатов социализации является приобретение человеком
определенных социальных статусов и освоение соответствующих им социальных ролей. 1
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
На уроке обществознания учитель рассказывал о видах налогов. сравните прямые и косвенные налоги. выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.1)поступают в государственный бюджет2)включены в цену товара (услуги)3)взимаются с граждан и фирм4)представлены акцизами, таможенными пошлинамичерты
Сходство- 1,3
Отличие -2,4
Налоги являются обязательными платежами. У них есть функции:фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная.Налоги подразделяются в зависимости от того,каким они взимаются, на прямые и косвенные. При этом первые взимаются с доходов или имущества , налогоплательщик уплачивает его своими средствами. Вторые же образуются, когда устанавливается надбавка к цене товаров, её уплачивает непосредственно покупатель. Налоги на землю, на транспорт, на имущество являются прямыми, а НДС и акцизные сборы, таможенные пошлины относятся к косвенным.