проблема человека в философии
проблема сущности человека и связанная с ней тема самопознания являются ключевыми в философии. вопрос о природе человека является предметом специального раздела философского знания – антропологии. в антропологической проблематике фокусируются все другие философские вопросы.
1) софисты первыми обратили внимание на человека, заявив, что истина о мире, космосе не существует сама по себе. «человек есть мера всех вещей, сущих – что они существуют, не сущих – что они не существуют», – писал протагор. античность создала идеал разумного человека, соразмерного космосу. индивид в античной философии – часть мироздания, поэтому все его проблемы решаются в связи с местом и ролью в космосе.
2)в средневековой философии человек редуцируется до субъекта спасения. цель его бытия – спасение души и соединение с богом.
3) эпоха возрождения создала свой идеал свободной и гармоничной личности. в философии этого времени на первый план выходит тема жизни и деятельности человека в мире ради достижения счастья. возрожденческое мышление апеллирует к человеку как к главному, а точнее, единственному источнику творческой силы. личность предстает в качестве ничем не ограниченного в своих замыслах и проявлениях свободного существа, творит себя, свою судьбу и мир вокруг.
4) в философии нового времени и просвещения человек рассматривается прежде всего как субъект рационального познания и опосредованной этим познанием деятельности, целостная личность редуцируется до гносеологического субъекта. новое время и просвещение рассматривают человека как механизм, который может быть полностью исследован и познан – в нем нет тайны.
5)классическая философия xvii—xviii в. так и не создала идеала личности, реализующей свою свободу, поскольку апеллировала не столько к самой личности, сколько к надличностной силе – разуму, способному преобразовать природу человека.
следует отметить, что ни в античной, ни в средневековой философии, ни, тем более, в философии нового времени и просвещения человек не был проблемой, оставаясь лишь одной из возможных тем. человек был мыслящей вещью, не представляющей никакой тайны.
антропологический поворот в философии связан с именем и. канта. вслед за и. кантом, а. шопенгауэр, с. кьеркегор, ф. ницше, а затем представители экзистенциальной философии (к. ясперс, ж. п. сартр, а. камю и др.) и философской антропологии (м. шелер, а. гелен, г. плеснер), сконцентрировались на человеке, сделав его переживания, судьбу и свободу, смысл и цель существования предметом углубленной философской рефлексии. экзистенциально-антропологическое направление в философии отвергло установки натурализма и позитивизма и пересмотрело некоторые принципы классической философии. в xix—xx вв. человек осознал себя в качестве проблемы, стал познавательно беспокоиться о себе.
проблема человека является центральной и в философии экзистенциализма .однако в отличие от философской антропологии, экзистенциализм отрицает наличие у человека раз и навсегда определенной сущности. философия существования исходит из тезиса безосновности, несубстанциальности человеческого бытия. по словам ж. п. сартра, человек – это будущее человека, проект самого себя. если нет никакой предзаданной сущности, то нет и никаких вечных оснований, определяющих жизнь человека. если классическая философия центральным вопросом антропологии считала вопрос о сущности человека, то постклассическая мысль, отказываясь от самого понятия сущности, тем не менее продолжает обсуждать вопрос об особенностях природы человека. философы-экзистенциалисты, утверждавшие вторичность сущности по отношению к существованию, или постмодернисты, рассматривающие любую реальность и человека как текст, тем не менее ответ на вопрос о специфике человеческого бытия.
психоаналитическая философия исходит из понимания природы человека как психосоматической. в конечном итоге все содержание культуры выводится из особенностей психики человека, доминирующей сферой которой является бессознательная. бессознательное, в свою очередь, ничем не порождается, оно само есть исходное бытие, определяющее особенности личности, характера, а следовательно, и жизни
человек не обладает фиксированной сущностью, т.е. нельзя выделить какое-то одно качество или свойство, выражающее всю меру его самобытности. и чтобы что-то окончательно определить и понять, надо находиться вне того, что определяется и понимается, человек же не может изучать себя как объект среди других объектов. личность «обременена» культурным и багажом, то, как она понимает себя, во многом зависит от конкретных условий места и времени.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Ответить на вопрос по обществу парграф 11 7 класс, подросток в группе: в какие группы вы входите? назовити качества личности.
ему надо отложить на прямой по 19 градусов 19 раз ну например по часовой стрелке. получится 19*19=361 градус. тот кусок, который будет ниже прямой - это и есть 1 градус