Процесс возрождения российского предпринимательства и становления свободного рынка сопровождается трудностями, которые носят не только институциональный, но и духовный характер. Одной из основных проблем является создание адекватного для развития цивилизованного бизнеса нравственного климата и выработка деловой этики. А это предполагает выяснение «смысложизненных» основ предпринимательства в целом и, в частности, норм морали - как внутри бизнес-сообщества, так и в отношениях между деловым миром и обществом.
Cоциокультурная и этическая регуляция предпринимательской деятельности является предметом получившей широкое распространение на Западе научной и учебной дисциплины «этика бизнеса». У нас эта дисциплина не имеет пока основательного академического признания, а само название используется главным образом для обозначения делового этикета. Однако анализ содержания социокультурных, мировоззренческих и этических составляющих предпринимательской деятельности, включенных в русскую картину мира, насущно необходим. Он может быть осуществлен с методов понимающей социологии и социальной культурологии. В качестве материала для нашего анализа мы будем использовать публицистику и художественную литературу, которые отражают эту картину с достаточной полнотой.
А)Верховенство закона на всей территории страны. Формирование, полномочия и порядок работы всех властных структур определяются конституцией и законодательством
Соблюдение принципа разделения властей. Ни одна из ветвей власти не должна узурпировать всю полноту полномочий по управлению государством
Взаимная ответственность личности и государства, означает, что граждане и властные структуры должны неукоснительно исполнять обязанности, возложенные на них законом.
Господство правовых норм, предполагает, что все вопросы и возможные конфликтные ситуации, возникающие в государстве, должны разрешаться на основе законов, главным из которых является конституция.
Гарантии прав и свобод личности,обусловлены признанием человека высшей ценностью правового государства. Именно интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.
Б)Правовое государство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека.Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.Идеал правового государства не привязан к какому-либо национальному опыту, и среди важнейших принципов правоведы обычно выделяют верховенство закона, равноправие, выполнимость требований права, защиту гражданских свобод.
суды отделены от других ветвей власти (исполнительной и законодательной) и изолированы от внешнего давления;
судебные решения основаны на разумном толковании существующих законов;
существуют гарантии справедливого судебного разбирательства.
В) Не стоит забывать, что исторически усвоение идеи правового государства русской интеллектуальной элитой происходило в конце XIX века под сильным влиянием немецкой концепции Rechtsstaat. Выбор в пользу именно этой теории отражал политические взгляды, которые преобладали в то время в России. Теория Rechtsstaatкуда больше, нежели сложившаяся в русле обычного права концепция The Rule of Law, была связана с легальностью и упрочению самодержавной власти. В современных дискуссиях об этом историческом нюансе зачастую забывают или не принимают его во внимание. И, хотя сейчас концепт «правового государства» переживает такую же эрозию, как и прочие размытые понятия: например, «демократия» или «права человека» , необходимо помнить, что термины Rechtsstaat, «правовое государство» и The Rule of Lawсложились в определенном историческом контексте.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как вы понимаете фразу "свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода свобода другого человека" ?