ИЗБИРА́ТЕЛЬНЫЕ ЦЕ́НЗЫ, установленные в законе требования для осуществления активного и пассивного избират. права. И. ц. различаются в зависимости от форм участия лица в голосовании (избиратель, кандидат на выборную должность) и вида выборов. К лицам, баллотирующимся на выборную должность, предъявляются более серьёзные требования, чем к избирателям. Как правило, на президентских выборах устанавливаются более жёсткие требования для кандидатов, чем на парламентских выборах. При избрании обеих палат парламента более строгие цензы предусматриваются для лиц, баллотирующихся в верхнюю палату. Кроме того, различаются простые (наличие гражданства) и квалифицированные И. ц. (отсутствие второго гражданства, приобретение гражданства по рождению, состояние в гражданстве в течение установленного срока, наличие родственников по восходящей линии – граждан страны). Квалифицированные И. ц. обычно предусматриваются для кандидатов на выборные должности.
В 19 – нач. 20 вв. круг избирателей был ограничен в связи с широким использованием имущественного ценза (наличие недвижимого имущества или уплата налога не ниже установленной суммы), ценза пола и грамотности (умение читать и писать на гос. яз.). Провозглашение всеобщности избират. права (см. Всеобщее избирательное право) привело к существенному расширению избират. корпуса и сокращению числа стран, где применяются эти цензы.
В совр. праве в большинстве стран устанавливается миним. набор И. ц. (возраст, гражданство, дееспособность). Во многих странах возрастной ценз составляет 18 лет (Великобритания, Германия, Франция), в некоторых – 16 лет (Бразилия, Куба, Иран). Требования для лиц, баллотирующихся на выборные должности, могут варьироваться довольно существенно. На президентских выборах могут вводиться цензы гражданства (гражданин, имеющий гражданство страны не менее 5 лет и имеющий отца – гражданина страны, – Греция) и оседлости (наличие постоянного места жительства на территории страны в течение 14 лет – США), возрастной (Франция – 23, Германия – 40, Италия – 50 лет), образовательный (высшее образование – Азербайджан), религиозный (мусульм. вероисповедание – Тунис) и т. п. Для кандидатов на пост депутата парламента могут устанавливаться возрастной ценз (напр., 18 лет – Нидерланды, 25 – Бельгия), цензы гражданства (состояние в гражданстве страны не менее 7 лет – США, гражданство по рождению – Перу и др.) и грамотности (Йемен и др.).
В РФ на федеральных выборах предусмотрен ценз гражданства, возрастной ценз (для избирателя – 18 лет, для кандидата в депутаты Гос. думы Федерального собрания – 21 год, для кандидата на пост Президента РФ – 35 лет), ценз оседлости (для кандидата на пост Президента – постоянное проживание в России не менее 10 лет).
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как называется толкование права, которое осуществляет орган, издавший нормативный правовой акт?
В процессе толкования устанавливаются смысл нормы права, ее основная цель и социальная направленность, возможные последствия действия толкуемого акта, выясняются общественно-историческая обстановка его принятия, условия, в которых происходит толкование, и т.д. Для правильного выявления воли, выраженной в нормативном акте, необходимо проанализировать сам текст нормативного акта, преамбулу, официальные и неофициальные его разъяснения, другие близкие по содержанию нормы, материалы периодической печати, научные работы и т.д. Тем не менее, главным объектом толкования при строгом режиме законности должен быть текст нормативного акта, поскольку в нем, в первую очередь, находит свое выражение воля законодателя.
Толкование особенно важно для работников правоприменительных органов, так как применение права для них является одной из основных обязанностей, той формой, в которой воплощается их деятельность. Однако это не умаляет значения толкования и гражданами. Известно правило, что незнание закона, если он обнародован в соответствующей общедоступной форме, не освобождает от ответственности. Нельзя ссылаться не только на неведение, но и на заблуждение по поводу содержания законов.
Цель толкования - правильное, точное и единообразное понимание и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку. Оно призвано противодействовать любым попыткам отойти от смысла правовых норм, противопоставить букву и дух закона, выяснить смысл того, что законодатель сформулировал. Основной идеей, которой должно быть проникнуто учение о толковании, является идея охраны и всемерного укрепления законности. Толкование не вносит и не может вносить поправок и дополнений в действующие нормы. Оно призвано лишь объяснять и уточнять то, что сформулировано в законе.
Естественно, толкование невозможно в отрыве от общественно-политической обстановки в стране, но это вовсе не означает, что в процессе толкования под предлогом учета изменившихся условий, потребностей социально-политического и хозяйственного развития можно отходить от точного смысла правовых норм, изменять содержание нормы, вложенное в нее законодателем.
Законы изменяются и при к новым условиям не в процессе их толкования и применения, а в установленном порядке самим законодателем. В результате толкования не создается норма права, а лишь выявляется, устанавливается выраженная в законе государственная воля. Оно не должно подменять правотворчество там, где имеются пробелы в правовом регулировании и где необходимо издание новых нормативных актов.
Законность обеспечивает верховенство закона над всеми другими нормативными актами, его высшую юридическую силу. В отношении толкования это верховенство проявляется в том, что смысл подзаконных актов понимается и объясняется в точном соо