По мнению автора в сферу нравственной культуры личности входят: «нравственные чувства (стыд, сострадание и т.д.), нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности), нравственные привычки, нравственные поступки.»
Связь между чувствами и сознанием такова – мы чувствуем и анализируем то, что чувствуем, в итоге, совершаем какие-то поступки, которые могут стать нашими привычками, если они нам нравятся, или мы их больше никогда в жизни повторять не будем. Человек испытывает чувство зависти, например, осознает, что это не хорошо и больше этого старается не делать.
2.План:
- нравственность как совокупность душевно-волевых качеств человека
- человек как часть общества
- что есть мораль
- отличие морали от других социальных норм
- сфера нравственной культуры и ее составляющие
3.«В отличие от других видов социальных норм, действующих в обществе (например, права), мораль опирается на неофициальные санкции. Но какими бы глубокими общественными потребностями ни порождалась мораль и какими бы многочисленными группами не поддерживалась, в конечном счёте, она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности и отношениях, составляющих нравственный мир человека, степень его нравственной культуры.»
Например, мы кому-то позавидовали в нашей группе и развеяли слух о нем, и группа в нас разочаровалась, начала выражать презрение – это неофициальная санкция. Или так, я не моему другу в трудный момент, и он перестал со мной разговаривать – это тоже неофициальная санкция.
4.
Во-первых, как говорит автор «Человек существует в обществе, т.е. в среде себе подобных, а следовательно, вступает в определённое общение с ними. Все виды взаимодействий между людьми так или иначе регламентируются. Эта регламентация осуществляется системой социальных норм.»
Во-вторых, «Мораль как свод определённых норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов, в конечном счёте, обеспечивает индивидуальные интересы. Безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.»
5.Мораль, действительно, проявляется в отдельных личностях, потому что отдельные личности все равно являются частью общества, они воспитаны на том, чем общество живет, поэтому принципы общественной жизни, в том числе и мораль, заложена в личностях. Например, как мы знаем, что воровать это плохо? Нам об этом сказало наше общество, и мы не совершаем этого аморального поступка. И с другой стороны, каждый человек заинтересован в порядке и безопасности, поэтому защита этого интереса считается моральной, а нарушение – аморальным. Так что общие интересы также основаны на интересах отдельных людей.
6.
Действительно, мораль и прочие социальные нормы делают людей свободнее, чем они бы жили в полном хаосе и могли бы делать все, что угодно. Здесь заложена простая идея – другие люди не нарушают нашей свободы как раз из-за того, что существуют социальные нормы и мораль. Никто не посягает на нашу свободу, потому что это аморально, и этот человек неминуемо столкнется с социальными санкциями.
В тексте сказано, что «правила поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.» Если мы осознаем суть норм, то поймем, что наша свобода от них крепко зависит.
• Патриотизм как чувство гордости
• Кем может быть патриот
• Патриот – тот, кто трудится
• Гордость и стыд – чувства патриота
2.Каких людей, по мнению автора, можно считать настоящими патриотами? Назовите три типа таких людей.• может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и дальним.
• является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, всё человечество
• защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за неё жизнь
3.В тексте перечислены черты поведения, которых не должно и не может быть у патриота. Назовите любые три черты и поясните антипатриотическую сущность любой одной из них.• не тот, кто постоянно напоминает о своём патриотизме
• тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование
• живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами»
И еще в тексте есть такие черты «консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу» - потому что истинный патриот не может навязывать обществу ложные идеи и отстаивать отжившие порядки, ведь патриот заинтересован в развитии общества, а не в его упадке и стагнации.
4.Автор считает, что патриотизм выражается в конкретной работе на благо общества. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами это мнение.«Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, всё человечество. Безусловные патриоты – защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за неё жизнь.» - все эти три кейса говорят о труде человека, о работе человека на благо общества, в чем и проявляется патриотизм.
5.В некоторых школах сформированы отряды учащихся, которые посещают места боёв в ходе Великой Отечественной войны, ухаживают за захоронениями погибших воинов, пытаются восстановить имена неизвестных солдат, встречаются с ветеранами и им. Можно ли назвать эту деятельность патриотической? Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения своего мнения.Эту деятельность можно назвать патриотической. Но не надо думать, что только военная сфера – сфера патриотов. Все, что угодно, работающее на благо страны может быть патриотическим.
Почему?
• Потому что дети ухаживают за историей, они хранят память о ней
• Потому что дети гордятся, испытыют определенные чувства в отношении истории их страны
6.Автор полагает, что патриот может испытывать стыд и боль за неправомерные действия своей страны. Объясните, почему эти переживания не противоречат патриотизму. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, приведите два объяснения.Потому что патриотизм – это не слепое восхваление, а любые чувства в отношении своей страны. Стыд за страну также как и критика направлены на то, чтобы улучшить положение, а не забыть и говорить только о хорошем (это лицемерие). Любые – и хорошие, и негативные - чувства в отношении страны могут демонстрировать патриотизм.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Уже слово и понятие «человек» содержит коварную двусмысленность, без понимания которой даже нельзя подойти к вопросу об особом положении человека. что имеется ввиду понятие двусмысленности человека?