Правовой статус личности, закрепленный в Конституции Республики Казахстан 1995 г., основан на концепции прав человека и гражданина и исходит из основных положений международно-правовых документов.
В современном международном праве сложился целый комплекс правовых актов, относящихся к правам человека. Нормы международного права непосредственно не регулируют права человека в конкретных государствах. Устав ООН (пункт 3 статьи 1) обязывает государства обеспечить всем лицам, находящимся в пределах их территории, основные права и свободы, не допуская какой-либо дискриминации. В рамках ООН принят ряд документов по этому во Всеобщая декларация прав человека» (1948 г.), «Об экономических, социальных и культурных правах человека», «О гражданских и политических правах человека» (1966 г.), «Декларация прав ребенка» (1959 г.), «Конвенция о политических правах женщин» (1954 г.) и др.
Основным правам и свободам присущи особые юридические свойства:
а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права;
б) основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и гражданином. Все другие (не основные) права и свободы связаны с обладанием лицом различными статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой площади и т.п.; [1]
в) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является их всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или каждого гражданина. Для признания того или иного права основным государство исходит из возможности осуществления его всеми;
г) основные права и свободы граждан РК отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству РК. Основные права и обязанности выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина;
д) основные права и свободы гражданина РК не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;
е) основные права и свободы отличаются механизмом их реализации. Все другие права и обязанности могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его право через участие в конкретном правоотношении. Основные права выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права, каждого участника правоотношения;
ж) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является особая юридическая форма их закрепления: они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу - в Конституции.
Календарь. В повседневной жизни русского народа веками сохранялись языческие праздники и обряды, хранящие традиции древних культов плодородия и почитания предков. Некоторые из них известны и сегодня. В народном земледельческом календаре языческие праздники причудливо переплелись с христианскими.
Святки. Зимний праздник Рождества Христова слился с языческими святками. На святках люди наряжались в карнавальные костюмы, в шкуры животных и маски, желая обмануть злых духов, которые, по поверьям, в это время приходят на «этот свет» и приобретают особую силу. Шумом и весельем люди отгоняли от себя нечистую силу, поэтому праздник был веселый, разгульный, с песнями и забавами.
Святочные гадания должны были предсказать будущий урожай и приплод скота. Но более всего девушки гадали на будущее замужество. Существовали десятки различных гадания. Например, ночью девушки «пололи снег». Потихоньку выходили они за ворота, поворачивались в ту сторону, откуда дул ветер, и бросали против него снег. Если снег падал быстро и с громким звуком, то это предвещало скорое замужество с молодым парнем. Если же снег падал глухо и криво, то быть жениху глухим и старым. Подбрасывая снег на скатерти, девушки приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собачонка, дознай суженого». Затем девушки прислушивались, где и каким голосом лают собаки. Хрипловатый лай — будет суженый старик, громкий и звонкий — будет молодой. В какой стороне раздается лай, с той и появится жених.
В это же время совершались магические обряды, которые должны были обеспечить плодородие. Мальчики ходили по домам с рукавичками, полными зерна, и «сеяли» его. Одновременно исполнялись песни, славящие хозяев. Детей одаривали пирогами и сладостями.
Масленица. Известный до сих пор праздник масленица — очень древний, языческий. В древности масленица была связана с поминанием предков: отсюда обычай поедания блинов — поминальной еды. В то же время масленица напоминала о приходе весны. Сжигание соломенного чучела, олицетворяющего зиму, сопровождалось весельем и состязаниями.
Весной, когда пробуждалась природа и нужно было позаботиться о будущем урожае, в деревнях устраивали «ярилины гулянья». В это время допускалось пьянство и разгульное веселье. Девушки пели:
Волочился Ярило
По всему свету,
Полю жито родил
Людям дети плодил.
А где он ногою -
Там жито копною.
А где он не глянет -
Там колос завянет
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие примеры можно к высказыванию н. шамфора "закон есть право собственности, опирающееся на власть; где нет власти, там умирает и закон". только примеры не про животных.
пример из отечественной истории: смутное время. нет власти творилось беззаконие, голод, восстания, интервенция...