На сегодняшний день в мире наиболее ярко выделяются два вида главы государства: монарх и Президент. Основные различия, между этими двумя видами главы государства, по мнению многих авторов, заключается в том, что в отличие от монарха, Президент – избираемая должность и срок нахождения Президента в должности строго ограничен временными рамками[1]. По сравнению с монархией институт Президентства довольно молодой, однако в последнее время он получил большое развитие и теоретическое обоснование.
Термин «Президент» происходит от латинского, что буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена Президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова «Президент» впоследствии возникла такая должность, как, например, Президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин «Президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. США стали первой страной в мире, где возникла должность Президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт Президентства, как один из важнейших институтов политической системы.
Впервые вопрос о введении поста Президента обсуждался в 1787 году на Конституционном конвенте в Филадельфии при разработке новой Конституции США. До этого существовал монархический организации верховной власти в государстве. Его характерные черты: наследственность трона, пожизненный срок пребывания у власти и фактически неограниченные полномочия. Однако он оказался неприемлемым для североамериканских штатов, у которых британская корона выработала устойчивую неприязнь никем и ничем не ограниченной власти монарха.
Первыми же европейскими странами, где была введена должность Президента как главы государства, стали в 1848 году две республики – Франция и Швейцария. Помимо них, другие государства Европы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца XIX в. оставались монархиями.
Фундаментальные изменения, происходящие на мировой арене с конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее распространение института Президентства. Почти во всех бывших республиках СССР, республиках бывшей СФРЮ (за исключением Боснии и Герцеговины), а также в Чехии и Словакии был учрежден Президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня Президентство – неотъемлемый элемент политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть Президент в ее политической жизни.
Возникновение тех или иных систем управления в различных странах обусловлено многими факторами. Значительный отпечаток на этот процесс накладывают особенности исторического развития страны, специфика ее политической культуры, традиции государственности, соотношение различных политических сил в период разработки и принятия конституции. Большую роль в выборе системы правления может сыграть субъективный фактор в лице ведущего политического лидера, под которого в значительной степени выстраивается вся конструкция государственной власти и управления. В силу этого, в одних странах утвердилась парламентарная система правления, при которой функции главы государства исполняет конституционный монарх или Президент, но реальная исполнительная власть сосредоточена в руках правительства, подотчетного парламенту, а в других – возобладала линия на создание сильной Президентской власти, уравновешенной другими политическими институтами или превосходящей по своим полномочиям законодательную и судебную власти. На современной политической карте мира есть и такие страны, которые вообще обходятся без поста Президента, что еще раз подтверждает все многообразие форм государственности.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие взгляды по проблеме познаваемости мира высказывают философы?
«Познаваем ли мир?» - традиционный вопрос гносеологии, не должен вводить в заблуждение, будто существовали философы, считавшие, что мир не познаваем вообще. Как правило, дилемме «Мир познаваем – мир непознаваем» не уделяется много внимания в философских учениях, а если и уделяется, то в особом специфическом смысле.Традиционная трактовка этого вопроса сводится к исследованию проблемы, которая может быть сформулирована так: В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир? Как соотносятся наши мысли об окружающем мире к самому миру? Можем ли мы в наших представлениях сформировать истинное представление о реальности? Каков должен быть метод осознания такого представления? Иными словами, вопрос заключается в том, можно ли достоверно познать предметы, придти к верному пониманию их сущности, и проявлений сущности.
Все, что мы можем воспринимать во внешнем мире – это содержания нашего собственного сознания. У нас нет доступа к вещам помимо наших субъективных идей, а стало быть, и действительности, независимой от нашего сознания попросту не существует.Божественное бытие, предшествующее индивидуальному сознанию, Беркли все же вынужден признать, иначе картина мира примет устрашающий эгоцентрический характер: все, что есть в бытии, есть только комплекс индивидуальных ощущений, включая жизнь других людей.Таким образом, решение проблемы в свете этой теории представляется туманным. Проблема познания окружающего мира станет тождественной проблеме самопознания, самоанализа. Познавать себя, постоянно расширяя область и качество своего сознания, означает расширять область знаний и всего сущего как тождественного осознанному понятию.