Совестьспособность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми ими требованиями; способ, каким чувство ценности становится значимым для человека; в более узком смысле – нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. совесть как изначальное нравственное побуждение является врожденной, но внешнему влиянию может развиться или заглохнуть. христ. этика рассматривает совесть как окно, через которое проникает божественная воля (вюнш). для канта авторитарный судья совести – это идеальная личность, которая сама себе создает разум. в онтологии хайдеггера совесть – это призыв заботы. она зовет человека и возвращает его от затерянности, потерянности в man к свободе на основеничто. этот призыв делает возможным движение собственного самостановления. желание иметь совесть конституирует подлинную бытийную возможность существования (брехт). для зрелого культурного человека существует не только нравственная, но и логическая и эстетическая совесть, он знает обязанности как для своей воли и поведения, так и для своего мышления и чувства и в то же время знает, ощущает с болью и стыдом, как часто естественно-необходимый ход его жизни нарушает эти обязанности (виндельбанд).
Геннадьевич-Тимофеева158
17.06.2022
Впьесе назыма хикмета представлены обычные, на мой взгляд, люди - кто-то озлоблен и ищет пути "насолить" другим, а есть те, кто другим, даже тем, кого не знает или только для близких. каждый из них совершенно реально подходит к решению проблемы, но методы используются разные. без преувеличения, последний путник высонравственный человек, и преуспевает в этом прочих путников. всех остальных я бы назвала безнравственными. кто-то только своими проблемами(шнурует обувь), кто-то решая свои, "солит" другим (убрал камень для кого-то), или осознает свою безнравственность и гордится этим (тот, кто специально положил камень на дорогу).