Одному человеку трудно выстоять, добиться чего-либо, победить в борьбе. Говорится в оправдание чъего-либо бессилия, невозможности справиться с делом или как упрек в неумении действовать вместе, сообща. Пословица исконно русская. Первоначальный ее смысл проясняется на основе более древнего варианта — Один в поле не ратай, где ратай (от орати — пахать) — пахарь, земледелец. Пословица относилась к сельскохозяйственному труду, требующему нескольких работников. Затем слово ратай по созвучию заменилось на ратник, причем такая замена была подготовлена и устойчивыми фольклорными ассоциациями ратного поля, поля битвы с полем мирного труда. Слово ратник синонимически заменялось на воевода и воин. На основе антонимического противопоставления образовался и новый вариант пословицы — И один в поле воин
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Определите роль и значение антропосоциогенеза в социальной человечества.
Антропогенез (от антропо- и …генез), - процесс происхождения человека, становление его как биологического вида в рамках процесса социогенеза - становления общества. Антропогенез имеет сложный характер, включая биологические изменения формирующегося человека, развитие материальной культуры и становление общественных отношений.
Одним из несомненных достижений современной теории антропогенеза является вывод о параллелизме морфологической эволюции гоминид, развития высшей нервной деятельности, обусловивших возможность создания и усовершенствования орудий труда, появления сознания и развития общества. Гоминизация (процесс очеловечения обезьяны) – комплексный феномен, включающий в себя развитие прямохождения, прогрессивные преобразования мозга, превращение руки в орган труда, изменения зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной речи, сознания, концептуального мышления, перестройку онтогенеза, развитие общественной организации и ряд других аспектов.
Значение антропогенеза как биосферного процесса. При оценке общего значения развития человека, антропогенез, сопровождающийся развитием человеческого общества может приравниваться по значению к биогенезу на нашей планете (Дубинин, Шевченко, 1976). С другой стороны, можно рассматривать антропогенез лишь как одно из направлений прогрессивной эволюции биосферы.
Можно попытаться дать определение человеку через, образовавшийся в антропогенезе, "стык" закономерностей различной природы (биологической и социальной). Человек, таким образом, соотносится с областью в развивающейся материи, где сосуществуют закономерности различного характера (точнее, биологические существуют, а социальные - возникают).Не существует в природе закономерностей смешанного, гибридного характера. Биологические и социальные закономерности в развитии гоминид действуют на одни и те же объекты, сохраняя при этом свою специфику. Можно предположить, что возникновение социальных законов связано с подобластью статистических связей между объектами, а не динамических, глубоко детерминированных (Рогинский, 1966).
Благодаря речи и труду в условиях общественной жизни, человек поднялся над природой (Холличер, 1971). Он - единственный биологический организм, вышедший за пределы биологической эволюции (Дубинин, 1983). При этом человек включает в себя наиболее высокорганизованные формы биологического движения, надбиологическая сфера человека (материальная и духовная жизнь общества) существенно зависит от биологических условий существования.