Необходимо четко разделять два вида социальной рекламы: реклама ценностей и информационная реклама, продвигающая социальные программы, услуги, организации.
Реклама ценностей существует во всем мире. Она философски цельна, как 10 заповедей, и поэтому, как правило, не требует присутствия бренда создателя. В нашей стране таким чистым социальным проектом был пока только один проект — «Позвоните родителям!». Если же под такой ценностной рекламой подпись все же возникает, то чаще всего мы имеем дело не с социальной рекламой, а с социальным дискурсом. Так, реклама со слоганом «Люди говорят» (МТС) — это коммерческая реклама с социальным дискурсом, а реклама СПС 2003 г. — «Сытый солдат — лучший защитник» — политическая реклама с социальным дискурсом.
Информационная социальная реклама — это значимый вид рекламы в нашей жизни. Она привлекает внимание к очень важным проблемам общества, к социальным программам и возможностям их решения. Главное в этой рекламе — наличие обратной связи. Если точно, остро и ярко вскрывается проблема, то социальная ответственность такой рекламы заключается в том, чтобы дать зрителям возможность выбора путей решения этой проблемы или реакции на нее. Такая реклама обязательно должна быть подписана с указанием телефонов, сайта, иных контактов для того, чтобы зрители могли прореагировать на нее и выразить свое отношение к описанной ситуации. Так, в рекламе про детей-сирот часто ролик обрывается на мишке, оставленном на скамейке. Такая реклама наполняет зрителей чувством вины и вызывает острое желание усыновить ребенка. Большая часть подобных импульсных усыновлений потом выливается в то, что люди жалеют о своем поступке, потому как они не могут справиться с усыновленным ребенком.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вделались попытки насильственно «вытеснить» из жизни общества одни духовные ценности и заменить их другими, в частности религию наукой, мораль идеологией (вспомните из школьного курса , когда и где это происходило), однако, по большому счету, они закончились безрезультатно. примеры подобных попыток.
Можно привести большое количество примеров успешных попыток переформатирования общества. Возьмем, например, реставрацию Мэйдзи в Японии. Под реставрацией Мэйдзи понимают комплекс идеологических, гражданских, социальных и административных реформ в Японии 1868 - 1889, которые превратили отсталую аграрную страну в одно из наиболее динамично развивающихся индустриальных государств. Политика реставрации существенно изменила государственный строй, образование, религию и другие сферы жизни японцев. С реставрацией Мэдзи связывают формирование новой национальной идентичности японцев.
Другой пример успешного переформатирования нации - политика денацификации, которая проводилась после окончания Второй мировой войны в Германии и Австрии. Политика денацификации проводилась по инициативе союзников по антигитлеровской коалиции и была направлена на послевоенное очищение немецкого общества, культуры, политики, образования, экономики от влияния нацистской идеологии. В результате успешного проведения этой политики сформировались два по-существу новых государства, играющих очень существенную роль в формировании облика современной Европы.
Можно привести еще ряд примеров, связанных с формированием, например, светского государства в Турции в ходе реформ Ататюрка (начало 20 века), или формирования современной Индии и Пакистана.
Отдельная тема - реформирование российского государства в ходе реформ Ивана Грозного в 16 веке и реформ Петра Первого в 18 веке.
Можно долго говорить о положительных сторонах и цене для общества этих реформ. Можно признать, что были моменты отката, отступления в ходе реформ, что далеко не всегда внешние реформы сразу приводили к глубинным изменениям в народном сознании и бытовой практике. Тем не менее, полного возврата к старой, дореформенной практике не происходило практически никогда.
Скажем в СССР в 20-х - 30-х годах двадцатого века была предпринята попытка построения полностью атеистического общества. Эта попытка проводилась ценой значительного насилия над советским обществом однако, цель не была достигнута, полностью отказаться от религии в СССР не удалось. Тем не менее, социальная значимость религии в обществе получила значительную трансформацию. Религия перестала трактоваться как доминирование одной формы религии в духовной жизни государства. Возникло представление о равноправном существовании в государстве нескольких религиозных направлений. В результате этого религия утратила доминирующее положение при формировании политического и экономического курса государства. Возникло представление о гражданском обществе, как основе сотрудничества людей, придерживающихся разных религиозных направлений. Понятия милосердия, гуманизма, человечности вышли за рамки одного религиозного направления и получили общее значение для всего общества в целом.