социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. социальный статус - это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. в качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. совокупность всех социальных статусов личности р. мер тон назвал «статусным набором». тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. в малых, первичных социальных группах большое значение имеет личный статус человека, формирующийся под влиянием его индивидуальных качеств (приложение, схема 6).
социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.
существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. несовпадение статусов, т.е. противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах:
когда индивид занимает высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой; когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. по определению р. мертона, совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). социальная роль подразделяется на ролевые ожидания — то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек выполняет в рамках своей роли.
любую социальную роль, по мнению т. парсонса, можно описать с пяти основных характеристик:
уровнем эмоциональности - одни роли эмоционально сдержанны, другие — раскованны; способом получения — предписанные или достигнутые; масштабом проявления - строго ограниченные или размытые; степенью формализации - строго установленные или произвольные; мотивацией - на общую прибыль или на личное благо.поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. в самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. социальный опыт показывает, что лишь немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, что может к отказу от выполнения ролевых обязательств, к психологическому стрессу. существует несколько видов защитных механизмов, с которых ролевую напряженность можно снизить. к ним относятся:
«рационализация ролей», когда человек бессознательно ищет негативные стороны желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения; «разделениеролей» - предполагает временное изъятие из жизни, выключение из сознания индивида нежелательных ролей; «регулирование ролей» - представляет собой осознанное, преднамеренное освобождение от ответственности за выполнение той или иной роли.ответ: Сталин
жестокая внутренняя политика:
тотальная ликвидация интеллигенции, деятелей науки и культуры, а также квалифицированных армейских чинов;
гонения на верующих и "раскулачивание", относительно, богатых граждан;
доходы чиновников, были в 60-70 раз выше доходов рабочего класса;
невыносимые условия труда: 14-ти часовой рабочий день, который оплачивался продуктами, а не деньгами;
голод, 1932-33 годов, унёс 8 миллионов жизней;
развивались лишь отдельные отрасли экономики;
создание ядерного оружия, которое позволило СССР стать сверхдержавой;
рост количества учебных заведений: школ, училищ, техникумов и повышение доступности образования. За время правления Сталина количество неграмотного населения снизилось на 80%;
цены на товары народного потребления ежегодно снижались;
крошечные цены на коммунальные услуги и жильё. Если советскому человеку было необходимо жильё, а денег небыло, он мог взять ипотеку у государства всего под 1% в год. Многие пользовались этой услугой и обычная семья рабочих выплачивала такой кредит менее чем за год;
развитие практически, всех видов промышленности и сельского хозяйства (поздний период правления)
Екатерина 2
в результате удачных военных компаний к россии присоединялись обширные территории, и была достигнута цель выхода россии к черному морю,у россии появился там флот.
- провела реформу местного управления(1775),в результате которой страна была разхделена на 50 губериний,губернии на уезды. каждая губерния имела армию.
- вела гибкую национальную политику(веротерпимость, уважение национальных особенностей, освобождение от ряда повинностей по религиозному признаку)
- превращение россии в крупную промышленную и торговую страну.
-она была незаконной правительницей.
- ухудшение положения крестьян. путем улучшения положения дворян(жалованная грамота дворянству 1785)в результате крупная крестьянская война пугачева.
- присоединения обширных территорий привело к росту численности начеления, а это тормозило экономическое развитие и требовало огромных расходов.
-можно ещё считать за минус, что она проводила антифранцузские меры: русским было приказано покинуть францию,французов,признавших республику из россии выгоняли, на французские издания огромная цензура.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Презентация на тему "как вести себя в конфликтной ситуации"
каждый конфликт носит неповторимый характер, и нельзя предусмотреть заранее оптимальный путь выхода из него. каждый конфликт носит неповторимый характер, и нельзя предусмотреть заранее оптимальный путь выхода из него.
реакциями другого человека? соответствует ли поведение каждого из оппонентов сложившейся ситуации (исследования показывают, что сила реакции обычно не соответствует значимости конфликта)? соответствует ли поведение каждого из оппонентов сложившейся ситуации (исследования показывают, что сила реакции обычно не соответствует значимости конфликта)? что необходимо сделать, чтобы не допустить конфликт? что необходимо сделать, чтобы не допустить конфликт? что необходимо предпринять, если противная сторона поведет себя не так, как хотелось бы? что необходимо предпринять, если противная сторона поведет себя не так, как хотелось бы? каковы возможные последствия при благоприятном и неблагоприятном развитии ситуации? каковы возможные последствия при благоприятном и неблагоприятном развитии ситуации? какова степень опасности для вас? какова степень опасности для вас?
ерез взаимные уступки. предпочтительна в случае, когда невозможно одновременно выполнить то, что хотят обе стороны. варианты компромисса - принятие временного решения, корректировка первоначальных целей, получение определенной части во избежание потери всего. урегулирование разногласий через взаимные уступки. предпочтительна в случае, когда невозможно одновременно выполнить то, что хотят обе стороны. варианты компромисса - принятие временного решения, корректировка первоначальных целей, получение определенной части во избежание потери всего.
16 стратегия применяется, когда: у сторон одинаково убедительные аргументы; у сторон одинаково убедительные аргументы; необходимо время для урегулирования сложных проблем; необходимо время для урегулирования сложных проблем; необходимо принять решение при дефиците времени; необходимо принять решение при дефиците времени; сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не приводят к успеху; сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не приводят к успеху; вас может устроить временное решение; вас может устроить временное решение; удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель; удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель; компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять. компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.
17 на втором этапе в соответствии с принятой стратегией поведения, необходимо принять ограничения, которые накладывает противник, и наложить свои ограничения. при этом необходимо быстро и легко перестраиваться и лавировать. в соответствии с принятой стратегией поведения, необходимо принять ограничения, которые накладывает противник, и наложить свои ограничения. при этом необходимо быстро и легко перестраиваться и лавировать.
18 при разрешении конфликтной ситуации нужно учитывать следующие правила поведения и реагирования на конфликтующего человека: нельзя сразу и полностью отрицать чье-либо мнение, не с вашим, принимать заданные провокатором конфликта тон, резкость и агрессивность и отвечать на атаку атакой (как только общение переходит на повышенные тона, никого уже не слышат, кроме себя). нельзя сразу и полностью отрицать чье-либо мнение, не с вашим, принимать заданные провокатором конфликта тон, резкость и агрессивность и отвечать на атаку атакой (как только общение переходит на повышенные тона, никого уже не слышат, кроме себя). следует проявлять внимание и доброжелательность следует проявлять внимание и доброжелательность к собеседнику, терпимость к его особенностям, показывать свое искренне сочувствие. внимательно выслушайте такого человека, не прерывая и не показывая, что вам уже известно то, что он намерен сказать, поскольку это раздражает еще сильнее. хороший эффект дает техника прямого повтора, интерпретации или обобщения услышанного - тем самым человеку дается понять, что он услышан и понят. к собеседнику, терпимость к его особенностям, показывать свое искренне сочувствие. внимательно выслушайте такого человека, не прерывая и не показывая, что вам уже известно то, что он намерен сказать, поскольку это раздражает еще сильнее. хороший эффект дает техника прямого повтора, интерпретации или обобщения услышанного - тем самым человеку дается понять, что он услышан и понят.