самосознание
совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный .
самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно достаточно искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.
самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех , которые он разрешает в жизни. способность осмыслить и распознать то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших , но и определить самые и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, -это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний. это драгоценное и редкое свойство-мудрость.
обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано. образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. именно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознает их с оценок взрослых. однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обобщенное отношение к себе, которое предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем представления о , и заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. лишь в процессе обобщения этих воззрений формируется самосознание в собственном смысле этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности.
всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения. следовательно, осознать себя - это значит осознать себя не только как существо, но и первым делом как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива.
социальный слой – большие группы, члены которых не могут быть связаны ни межличностными, ни формальными групповыми отношениями, не могут идентифицировать свое групповое членство и связаны с другими членами таких сообществ только на основе символического взаимодействия (на основе близости интересов, специфических культурных образцов, мотивов и установок, образа жизни и стандарта потребления); это – множество людей, которые в данном обществе находятся в одинаковой ситуации, это – разновидность социальной общности, объединяющая людей по статусным признакам, которые объeктивно приобретают в данном обществе ранговый характер: «выше-ниже», «лучше-хуже», «престижно-непрестижно» и т.д.; это – группы людей, отличающиеся по имущественному, ролевому, статусному и прочим социальным признакам. они могут и приближаться к понятию класса, и представлять внутриклассовые или межклассовые прослойки. к понятию «социальный слой» могут быть отнесены также различные сословия, касты, деклассированные элементы общества. социальный слой – социальная общность, которую выделяют по одному или нескольким признакам дифференциации общества – , престижу, уровню образования, культуры и т.п. социальный слой может рассматриваться как составная часть класса и больших социальных групп (например, рабочие, занятые трудом низкой, средней и высокой квалификации). при выделении слоев, различающихся, к примеру, по уровню доходов или другим признакам, можно определить расслоение всего общества. такая стратификационная модель носит, как правило, иерархический характер: в ней выделяются выше- и нижележащие слои. анализ слоевой структуры общества позволит объяснить многие стороны его дифференциации полнее, чем классовый анализ. в стратификационной модели могут быть выделены наибеднейшие слои, независимо от их классовой принадлежности, а также наиболее богатые слои общества. различные признаки, характеризующие положение слоев на стратификационной шкале, могут быть сведены в систему вычисляемых индексов, которые позволяют определить положение того или иного слоя в системе социальной иерархии не по одному признаку, а по достаточно большому их множеству. оказывается возможным выявить и взаимную связь признаков, степень тесноты этой связи.
социальный класс – крупная таксономическая единица анализа в теории стратификации, рассчитанная на изучение наиболее существенных, предельно общих изменений в обществе; это – (в широком смысле) большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получение дохода; это – (в узком смысле) любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью, престижем; это – большие по размерам группы людей, которые отличаются общественно- ресурсами, значительно влияющими на стиль их жизни. социальный класс – большие группы людей, различающихся по их месту в определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепленному в праве собственности), по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов). между социальными классами могут существовать как эксплуататорские отношения сотрудничества, справедливого обмена результатами их деятельности. данное определение социального класса является достаточно общим и применимым к различным общественным системам, которое нуждается в конкретизации в связи с теми или иными общественными отношениям, с тем или иным этапом развития цивилизации. поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, то уже на древнем востоке и в античной греции существовали два противоположных класса – рабы и рабовладельцы. при феодализме и капитализме существуют антагонистические классы: эксплуататоры и эксплуатируемые. такова точка зрения карла маркса, которой придерживается сегодня и российские и зарубежные социологи. в классовом обществе государство не занимается вопросами социально-классового закрепления своих граждан. единственным контролером, в данном случае, является общественное мнение людей, которое ориентирует на обычаи, сложившуюся практику, доходы, образ жизни и стандарты поведения. поэтому точно и однозначно определить количество социальных классов в той или иной стране, число страт, или слоев, на которые они разбиваются, принадлежность людей к стратам сложно. необходимы критерии, которые выбираются достаточно произвольно. в научной сложилось два принципиальных положения: как бы ни определялись социальные классы, но основных только три: богатые, зажиточные и бедные; неосновные социальные классы возникают за счет добавления страт, или слоев, лежащих внутри одного из основных классов.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вопрос: придумайте возможные традиции для своей семьи ( каждые выходные ездить в деревню и т.д. не подходят )