Понятие социальной структуры в обществе обычно употребляют в следующих основных смыслах.
В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними.
В узком смыслетермин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.
В социологии существует большое множество концепций социальной структуры общества, исторически одной из первых является марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. Наличие классов в обществе отмечалось в науке и до Маркса в начале XIXв. Это понятие широко использовали французские историки Ф. Гизо, О. Тьери и английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо. Однако наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс основали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирование частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу.
Этот экономический подход к классам зафиксирован в знаменитом определении классов, которое сформулировал В. И. Ленин в работе «Великий почин» и которое стало хрестоматийным в марксизме на протяжении 70 лет.
А и средства воздействия государства на общество обобщает понятие
1) форма государства
2) форма правления
3) государственно-территориальное устройство
4) политический режим
ответ: 4) политический режим
А2. В государстве А единственная политическая партия провозгласила курс на улучшение
1) демократический
2) антидемократический
3) авторитарный
4) тоталитарный
ответ: 4) тоталитарный
А3. Государство С – республика. Какая дополнительная информация позволяет утверждать
1) В государстве С проводятся свободные альтернативные парламентские выборы.
2) Глава государства С регулярно выступает перед населением в средствах массовой информации.
3) В государстве С действует Конституция
4) Население государства С активно участвует в в общественной жизни страны.
ответ: 1) В государстве С проводятся свободные альтернативные парламентские выборы.
А4. В отличие от тоталитарного, в условиях авторитарного политического режима
1) существует однопартийность
2) политический лидер может обладать диктаторскими полномочиями
3) сохраняется свобода экономической деятельности
4) используются репрессивные меры по отношению к инакомыслящим
ответ: 1) существует однопартийность
А5. Выберите среди перечисленных пример функционирования прямой демократии. В государстве D:
1) запрещается политическая оппозиция
2) проходят выборы Законодательного собрания
3) принят закон о расширении прав органов местного самоуправления
4) гарантирована защита прав и свобод граждан
ответ: 3) принят закон о расширении прав органов местного самоуправления
А6. Только демократии, в отличие от других политических режимов, присущ/присуще
1) неограниченный контроль над обществом со стороны власти
2) постоянный контроль над властью со стороны общества
3) контроль за деятельностью оппозиции
4) использование террористических методов
ответ: 2) постоянный контроль над властью со стороны общества
А7. Верны ли следующие суждения об особенностях политических режимов?
А. Демократический политический режим воплощает взаимодействие государства и общества.
Б. Тоталитарный политический режим направлен на устрашение населения, подавление воли людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
ответ: 3) оба суждения верны
А8. Верны ли следующие суждения?
А. Осуществляет свою власть при проведении референдумов и в ходе свободных выборов через органы государственной власти и местного самоуправления.
Б. является носителем суверенитета.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
ответ: 1) верно только А
А9. Верны ли следующие суждения?
А. Представительная демократия воплощается в выборах и референдумах.
Б. В условиях представительной демократии граждане осуществляют своё право на управление государством через избранных представителей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
ответ: 3) оба суждения верны
А10.. Верны ли следующие суждения?
А. Демократические ценности могут сочетаться с культурными и историческими особенностями общества.
Б. Демократия может существовать только в республиканских государствах.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
ответ: 1) верно только А
В1. Сравните прямую и представительную демократию.
1) выражает интересы народа
2) характеризуется непосредственным участием граждан в управлении государством
3) характеризуется деятельностью лиц, избранных в ходе свободных альтернативных выборов
4) существует в условиях разделения властей
Черты сходства: 1) 2)
Черты различий : 3) 4)
В2. Установите соответствие между фактами и политическими режимами.
ФАКТЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
А) тайная полиция требует от граждан сообщать о действиях и высказываниях коллег и родственников
Б) партийная идеология является государственной
В) СМИ критикуют деятельность президента и парламента
Г) гарантируются и защищаются свобода слова и право создания политических организаций
Д) выборы имеют соревновательный характер и проводятся на основе многопартийности
1) демократический
2) тоталитарный
Запишите в таблицу выбранные цифры. ответ:
А 2
Б 2
В 1
Г 1
Д 1
В3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Нельзя считать, что демократический политический режим лишён недостатков. (Б) Существует зависимость от общественного мнения, требуются значительные затраты на проведение избирательных кампаний. (В) Тем не менее верно утверждение: «Демократия – это единственный политический режим, при котором граждане влияют на власть».
Определите, какие положения текста
1) отражают факты 2)выражают мнения
А 2
Б 2
В 1
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Объясните, , 2 и 28 статью конвенции прав ребенка. статья 28: образование каждый ребенок имеет право на образование. школьную дисциплину следует поддерживать с методов, уважающих человеческое достоинство ребенка. начальное образование следует сделать бесплатным. богатым странам следует бедным странам в достижении этой цели. статья 2: недискриминация каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения, обладает всеми правами, предусмотренными данной конвенцией. никто не должен подвергаться дискриминации.