Содержание взаимодействия, его смысловую нагрузку раскрывают как на уровне отдельных контактов так и в контексте совместной деятельности, т.е. такой, которая реализуется совместно с кем-то.
Межличностная общность предполагает взаимосвязь с другими людьми, а конкретным содержанием этой взаимосвязи является соотношение индивидуального вклада каждого участника в общее дело.
Обычно выделяют три модели совместной деятельности:
совместно-индивидуальная (каждый участник делает свою часть общего дела независимо от других);
совместно-последовательная (общая задача выполняется последовательно каждым);
совместно взаимосвязанная (имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми другими).
Также утверждается, что для организации совместной деятельности необходимо пространственно-временное согласование. В процессе совместной деятельности взаимодействие может происходить с ранее незнакомыми людьми, которые связаны выполнением определенной общей для них задачи. Взаимодействие словно пронизывает коллективную деятельность, предусматривая при этом, что в ходе совместной деятельности субъекты поочередно и взаимно меняют социально-психологические состояния, ценности и намерения друг друга.
Общая цель олицетворяет идеально представленный будущий результат, которого стремится достичь общность индивидов (коллективный субъект) в ходе взаимодействия. Она может быть расписана и в виде более частичных общих задач, поэтапное выполнение которых приближает всех к получению конечного результата. Обязательным психологическим компонентом совместной деятельности есть общая мотивация, то есть то, что побуждает людей к достижению общей цели. Здесь чрезвычайно важным является вопрос соотношения индивидуальных и коллективных мотивов.
Речь идет о том, что в организации коллективной деятельности имеются следующие основные аспекты, которые характеризуют взаимодействие как процесс: действующие индивиды, совместные действия, информационные связи, взаимовлияния, взаимоотношения, взаимопонимание .
Поэтому взаимодействие в коллективной деятельности проявляется прежде всего в форме ее организации, т.е. совместных действий, направленных на общий предмет труда. Именно они - совместные действия - вызывают необходимость использования основных структурных составляющих деятельности (целей, мотивов и пр.).
Вместе с тем в процессе взаимодействия происходят взаимные влияния участников совместной деятельности, которые порождаются отношениями производства и которые, по мнению А. Журавлева, вызывают необходимость выделения и использования в анализе совместной деятельности новых компонентов.
Исследователь считает, что такими составными компонентами совместной деятельности являются взаимодействия между участниками этой деятельности, но не любые, а детерминированные направленностью на общий предмет, т.е. предметно направленные взаимодействия. При этом под взаимодействием здесь понимается такая система действий участников коллективной деятельности, при которой поступки одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а поступки последних, в свою очередь, вызывают определенные действия первой группы индивидов.
Возникает вопрос: «Каков характер применения взаимодействия в структуре совместной деятельности?» Автор выделяет два аспекта: предметно направленные (другое название - целевые) взаимодействия, с одной стороны, органично вводятся в психологическую структуру совместной деятельности, а с другой - они изменяют структуру индивидуальной деятельности ее участников, подчиняя их общим целям и задачам. Т.е. взаимодействие превращает, перестраивает выполняемую деятельность, которая перестает быть индивидуальной, а становится формой совместной деятельности.
Вопросы соотношения взаимодействия и совместной деятельности - это не что иное, как продолжение дискуссии по поводу соотношения общения и деятельности, в ходе которой выделяеются две противоположные позиции.
Согласно первой позиции, общение является частью деятельности, а второй - оно принципиально отличается от деятельности, ведь связывает субъект не с объектом, а с другим субъектом (Б. Ломов).
Иначе говоря, с одной стороны, общение может выступать как условие или составляющее любой деятельности и как специфическая коммуникативная деятельность, а с другой - его можно рассматривать как самостоятельное и отличное от деятельности социально-психологическое явление.
Такая характеристика общения указывает на то, что оно представляет собой сложный процесс взаимодействия между людьми и может быть не только актом осознанного, рационально оформленного процесса, информационного обмена, но и эмоциональным контактом между индивидами (через общение реализуется взаимодействие с субъектом привязанности) . Т.е. во время взаимодействия реализуются и определенные цели, взаимовлияния и информационный обмен, познания друг друга и эмоциональное отношение, а также происходят взаимные изменения.
1. Легитимация конфликта -
Официальное признание существующими властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы (предмета конфликта), нуждающейся в обсуждении и разрешении. Легитимизация процедур требует их фиксации в специальных документах и широкого ознакомления с ними всех участников конфликта
2. Институциализация конфликта-
Выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения.
3.Структурирование конкурирующих групп
Определение состава участников конфликта, их представителей (лидеров), различных центров влияния и их силы. Важно знать, с кем можно вести работу по разрешению конфликта, договариваться и заключать соответствующие соглашения.
Редукция конфликта -
Последовательное ослабление конфликта в результате перевода на более мягкий уровень противоборства или противостояния
Информационное обеспечение урегулирования конфликта -
Открытость, «прозрачность» переговоров, доступность и объективность информации о ходе развития конфликта для всех заинтересованных граждан и др.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Прочитайте текст и ответьте на вопросы. жан боден государство есть осуществление суверенной властью справедливого многими семьями и тем, что находится в их общем владении. всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства подобно пчелиному рою или подобно ветви, отделенной от дерева и посаженной в почву. < …> но и те и другие государства по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем, чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях. государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды для подданных, а чтобы сохранять их здоровье — мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него — материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно при к защите. это — первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве. (боден ж. шесть книг о государстве. — цит. по: политика. право. граждановедение. школьный практикум. 9-11 кл.) вопросы: 1. каковы образования государства по ж. бодену? 2. какие признаки государства выделил ж. боден? 3. разделяете ли вы точку зрения ж. бодена на признаки государства? объясните свое суждение, не менее 2-х аргументов. 4. как, по мнению ж. бодена, возникает государство? 5. в чем идеи ж. бодена о государстве созвучны современным представлениям? не менее 2-х аргументов.
1. Каковы образования государства по Ж. Бодену?
-От семьи, то есть путем разрастания одной семьи.
-От колонии, которая отделившись от гос-ва начала самостоятельно развиваться
2. Какие признаки государства выделил Ж. Боден?
-Территория ("Государство должно обладать достаточной территорией и местностью")
-Наличие публичной власти("согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем, чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть,")
-Принятие ряда обязательств перед населением ("множеством скота для пропитания и одежды для подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей")
-Право ("либо на основе определенных законов и на определенных условиях")
3. Разделяете ли вы точку зрения Ж. Бодена на признаки государства?
Я частично соглашусь с точкой зрения автора. Безусловно я согласна с тем, что государству необходима верховная власть, отсутствие которой повергнуть мир в хаос. Также нельзя не согласиться с таким признаком как право, потому что определенные законы, установленные в гос-ве так же наводят определенный порядок и дисциплину в нём.
Поспорить же я могу с таким признаком как территория(именно по описанию Бодена), потому что на сегодняшний день многие гос-ва не имеют достаточную территорию и местность для проживания всего населения, люди ютятся в крошечных домишках, но несмотря на это мы с полной уверенность говорим что это государства. Во-вторых я бы поспорила с высказыванием "а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха". Думаю, это физически невозможно, потому что то или иное гос-во сложилось несколько веков назад, а за такой большой период времени климат мог измениться(а он не подчиняется власти правительства)
4. Как, по мнению Ж. Бодена, возникает государство?
По мнению автора гос-ва возникают"по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем, чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях."
5. В чем идеи Ж. Бодена о государстве созвучны современным представлениям?
1. Созвучность с патриархальной теорией: "Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино"
2. Параллель с органической теорией: "либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства подобно пчелиному рою или подобно ветви, отделенной
от дерева и посаженной в почву."