В культуре Нового времени XIX века занимает особое место. Это век классической буржуазной цивилизации, когда она достигла своей зрелости, а затем в начале XX века вступила в стадию кризиса, важнейшим проявлением, которого стала мировая война, начавшаяся в 1914 году.
Буржуазная цивилизация окончательно утвердилась в результате трех революций: 1) промышленного переворота в Англии, в результате чего была создана адекватная капитализму материально-техническая база в виде крупного индустриального производства; промышленный переворот в большинстве стран Европы происходил со второй половины XVIII до первой половины XIX веков; 2) философской революции в Германии, когда сложилась классическая немецкая философия, оказавшая огромное влияние на мировоззрение эпохи; 3)
политической революции во Франции, ставшей классическим образцом в истории Нового времени. Великая французская буржуазная революция, идейно подготовленная проявила все достижения и пороки буржуазной цивилизации.
В своей основе культура XIX века развивала то же мировоззрение, что и культура Нового времени в целом, хотя новизна исторической ситуации привнесла существенную специфику. Важнейшими чертами зрелой Новоевропейской культуры являются: 1) рационализм (развиваются его крайние проявления - техницизм и сциентизм: вера во всемогущество науки и техники); 2) новативность: новые результаты ценятся гораздо выше уже существующих достижений, общество четко ориентируется на новизну, на будущее; 3) вера в прогресс; 4) антропоцентризм и индивидуализм; 5) светский характер; 6)
либерализм в экономике, политике, идеологии; 7) демократизм и плюрализм; 8) европоцентризм, считавший идеалом общественного развития Европу, а весь остальной мир - культурной периферией; 9) стандартизация; 10) развитие массовой культуры, оказывающей растущее влияние на общество.
Необходимо подчеркнуть, что действительность XIX века перечеркнула идеалы Мир оказался не таков, каким его ожидали увидеть. Возникла проблема соотношения идеала и действительности, цели и результата, которая стала одной из важнейших в общественном сознании, послужив движущим мотивом социокультурного развития в XIX века.
В XIX веке бурное развитие переживали наука и техника. Наука этого периода открыла перед человечеством бесчисленные возможности для прогресса. В конце XIX века началась революция в естествознании, перешедшая в научно-техническую революцию середины XX
века. Создавались новые отрасли науки и объединялись усилия отдельных наук для познания сложных явлений.
Изменилась структура научных учреждений и их роль в обществе. Наряду с университетами научный поиск сосредотачивался в научно-исследовательских институтах. Появились научные школы, имевшие мировое значение: Кембриджская школа атомной физики, Копенгагенская школа теоретической физики, Геттингенская математическая школа и другие. Большое значение приобрели научные журналы, интенсивно развивались международные научные связи. Усиливалось влияние науки на производство. Выросла роль ученых в обществе, усилилось внимание к общественной значимости научных работ. Возрастало влияние науки на общественное сознание. К концу XIX века в мире насчитывалось до 50 тыс. ученых.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Придумать загадки по понятию школа, урок, каникулы
Мы не учимся, гуляем.
Осенью, зимой, весной
Есть они у нас с тобой.
Да и летом, не скрываю,
Я от школы отдыхаю.
Период вас назвать
Когда я в школу не хожу. (Каникулы